Нивинский Игнатий Игнатьевич
(1881 – 1933)
Живописец, архитектор, театральный художник, иллюстратор.
В 1898 г. окончил Строгановское художественно-промышленное училище. Преподавал на Высших строительных курсах технику и историю искусства.
На формирование творческого метода Нивинского большое влияние оказал архитектор И.В.Жолтовский. В 1904 г. художник работал помощником Жолтовского в его итальянской мастерской, построил в подмосковном Пушкино дачу Ф.Ф.Берга (1913), оформил интерьеры построек Жолтовского (Скаковой клуб, кофейня гостиницы «Метрополь», особняк Г.А.Тарасова). Занимался росписью интерьеров Музея изящных искусств, усыпальницы Юсуповых в Архангельском, Киевского вокзала.
В 1908 г. поступил в Археологический институт. В своих архитектурно-монументальных работах исповедовал классические принципы.
В 1908-1910 гг. Нивинский обучался технике масляной живописи в студии С.Ю.Жуковского. В 1911 г. представил свою картину «Весенний этюд» на 18-й передвижной выставке любителей искусства. На 20-й выставке МТХ выставил серию темпер «Из путешествий по Италии» (1911-1912). Известность Нивинскому-живописцу принесли картины с обнажённой натурой. В его работах присутствовали импрессионистские и сезанновские мотивы («Сон», «Венера», «Святой Себастьян»). После 1917 к станковой живописи художник практически не обращался.
В 1911 г. Нивинский увлекся офортами, технике их создания учился у Г.Н.Гамон-Гаман. В 1913 г. выполнил серию архитектурных пейзажей «Итальянская сюита». В офорте также обращался к обнажённой натуре, доведённой до геометризации форм («Святой Себастьян», 1915).
После революции 1917 г. Нивинский заведовал секцией народных празднеств при МОНО Моссовета. Руководил оформлением агитпоездов, сам их расписывал, работал в области плаката («Заём свободы», «Красная молния») и книжно-журнальной иллюстрации (обложка журнала «Творчество», 1919; «Оливер Кромвель» А.В.Луначарского, 1920). Оформил павильон 1-й ВСХВ (1923) вместе с другими архитекторами, скульпторами и художницей А.А.Экстер.
В 1921 г. начал работать в качестве театрального художника. В союзе с режиссёром Е.Б.Вахтанговым оформил спектакли «Эрик XIV» А.Стриндберга (Первая студия МХАТа, 1921), «Принцесса Турандот» К.Гоцци (Третья студия МХАТа, 1922). Сотрудничал с драматическими и музыкальными театрами и студиями Москвы: «Дама-невидимка» П.Кальдерона (МХАТ Второй, 1924), «Голем» Х. Лейвика («Габима», 1925), «Марион Делорм» В.Гюго (Театр им. Вахтангова, 1926), «Бархат и лохмотья» Э.Штуккена и А.В.Луначарского (Малый театр, 1927), «Дело чести» И.К.Микитенко ( МХАТ, 1931), «Севильский цирюльник» Дж.Россини (Музыкальный театр им. К.С. Станиславского, 1933).
Работы хранятся в собрании ГЦТМ.
Живописец, архитектор, театральный художник, иллюстратор.
В 1898 г. окончил Строгановское художественно-промышленное училище. Преподавал на Высших строительных курсах технику и историю искусства.
На формирование творческого метода Нивинского большое влияние оказал архитектор И.В.Жолтовский. В 1904 г. художник работал помощником Жолтовского в его итальянской мастерской, построил в подмосковном Пушкино дачу Ф.Ф.Берга (1913), оформил интерьеры построек Жолтовского (Скаковой клуб, кофейня гостиницы «Метрополь», особняк Г.А.Тарасова). Занимался росписью интерьеров Музея изящных искусств, усыпальницы Юсуповых в Архангельском, Киевского вокзала.
В 1908 г. поступил в Археологический институт. В своих архитектурно-монументальных работах исповедовал классические принципы.
В 1908-1910 гг. Нивинский обучался технике масляной живописи в студии С.Ю.Жуковского. В 1911 г. представил свою картину «Весенний этюд» на 18-й передвижной выставке любителей искусства. На 20-й выставке МТХ выставил серию темпер «Из путешествий по Италии» (1911-1912). Известность Нивинскому-живописцу принесли картины с обнажённой натурой. В его работах присутствовали импрессионистские и сезанновские мотивы («Сон», «Венера», «Святой Себастьян»). После 1917 к станковой живописи художник практически не обращался.
В 1911 г. Нивинский увлекся офортами, технике их создания учился у Г.Н.Гамон-Гаман. В 1913 г. выполнил серию архитектурных пейзажей «Итальянская сюита». В офорте также обращался к обнажённой натуре, доведённой до геометризации форм («Святой Себастьян», 1915).
После революции 1917 г. Нивинский заведовал секцией народных празднеств при МОНО Моссовета. Руководил оформлением агитпоездов, сам их расписывал, работал в области плаката («Заём свободы», «Красная молния») и книжно-журнальной иллюстрации (обложка журнала «Творчество», 1919; «Оливер Кромвель» А.В.Луначарского, 1920). Оформил павильон 1-й ВСХВ (1923) вместе с другими архитекторами, скульпторами и художницей А.А.Экстер.
В 1921 г. начал работать в качестве театрального художника. В союзе с режиссёром Е.Б.Вахтанговым оформил спектакли «Эрик XIV» А.Стриндберга (Первая студия МХАТа, 1921), «Принцесса Турандот» К.Гоцци (Третья студия МХАТа, 1922). Сотрудничал с драматическими и музыкальными театрами и студиями Москвы: «Дама-невидимка» П.Кальдерона (МХАТ Второй, 1924), «Голем» Х. Лейвика («Габима», 1925), «Марион Делорм» В.Гюго (Театр им. Вахтангова, 1926), «Бархат и лохмотья» Э.Штуккена и А.В.Луначарского (Малый театр, 1927), «Дело чести» И.К.Микитенко ( МХАТ, 1931), «Севильский цирюльник» Дж.Россини (Музыкальный театр им. К.С. Станиславского, 1933).
Работы хранятся в собрании ГЦТМ.