Мухина Вера Игнатьевна
(1889 – 1953)
Скульптор, театральный художник.
В 1910-1911 гг. училась в частной художественной школе К.Ф.Юона и И.О.Дудина в Москве, в Студии живописи и рисунка И.И.Машкова. В 1912-1914 гг. продолжила художественное образование в Париже (частные академиях Ф.Коларосси, «Ла Палетт» и «Ла Гранд Шомьер» А.Бурделя. Влияние метода известного французского скульптора ощущается в лучших работах Мухиной. Ренессансную скульптуру художница изучала в Италии.
В 1916-1917 гг. работала для театра, выполнила эскизы декораций и костюмов к спектаклям «Покрывало Пьеретты» А.Шницлера и Э. фон Донаньи для московского Камерного театра, а также декоративный лепной портал для постановки А.К.Таирова «Фамира-кифаред» И.Ф.Анненского. К театральной работе обратилась ещё раз в 1944 г., создав эскизы костюмов к спектаклю «Электра» Софокла в Театре им. Е.Вахтангова.
После революции 1917 г. участвовала в осуществлении плана монументальной пропаганды. Работала над проектом памятника А.М.Загорскому (1921), «Пламя революции» – эскиз памятника Я.М. Свердлову (1922-1923).
Занималась дизайном одежды и прикладным искусством: была модельером в мастерской Н.П.Ламановой (гран-при на Всемирной выставке в Париже, 1925), работала художником по стеклу на ленинградских заводах «Красный гигант» и фарфоровом заводе. По ее эскизам выпускались как бытовые предметы (пивная кружка, граненый стакан), так и декоративные (сервиз «Кремлевский», ваза «Астра», 1937). Позже пробовала себя в качестве портретиста («Портрет В.И.Качалова», «Портрет солиста балета С.Г.Кореня в роли Меркуцио», 1947)
Но ярче всего Мухиной проявила себя в качестве скульптора. Прошла эволюцию от аллегоричности и условных решений в стиле кубизма к реалистичности пластики. Программной работой стала двухметровая «Крестьянка» (1926), продемонстрированная на выставке к 10-летию Октября. Монументальность формы и сила художественного обобщения стали отличительными чертами станковой и монументальной скульптуры Мухиной (памятник М.Горькому в Н.Новгороде, 1952).
Одной из самых известных работ Мухиной зрелого периода стала скульптура «Рабочий и колхозница», которая венчала советский павильон на Всемирной выставке в Париже (1937). Эта работа стала одним из главных символом советского искусства сталинского периода, символизируя союза рабочего класса и крестьянства. 25-метровая статуя весила около 75 тонн и была выполнена из нержавеющей стали. По возвращении в СССР она была помещена у входа ВДНХ в Москве.
Мухина много работала над портретами деятелей культуры, членов своей семьи, героев войны. В послевоенные годы работала над памятником П.И.Чайковскому (1947-1953), который был установлен перед зданием московской Консерватории в Москве в 1954 г. В 1920-1930-е гг. Мухина преподавала в классе лепки в Художественно-промышленном техникуме и в Высшем художественно-техническом институте в Москве.
Скульптор, театральный художник.
В 1910-1911 гг. училась в частной художественной школе К.Ф.Юона и И.О.Дудина в Москве, в Студии живописи и рисунка И.И.Машкова. В 1912-1914 гг. продолжила художественное образование в Париже (частные академиях Ф.Коларосси, «Ла Палетт» и «Ла Гранд Шомьер» А.Бурделя. Влияние метода известного французского скульптора ощущается в лучших работах Мухиной. Ренессансную скульптуру художница изучала в Италии.
В 1916-1917 гг. работала для театра, выполнила эскизы декораций и костюмов к спектаклям «Покрывало Пьеретты» А.Шницлера и Э. фон Донаньи для московского Камерного театра, а также декоративный лепной портал для постановки А.К.Таирова «Фамира-кифаред» И.Ф.Анненского. К театральной работе обратилась ещё раз в 1944 г., создав эскизы костюмов к спектаклю «Электра» Софокла в Театре им. Е.Вахтангова.
После революции 1917 г. участвовала в осуществлении плана монументальной пропаганды. Работала над проектом памятника А.М.Загорскому (1921), «Пламя революции» – эскиз памятника Я.М. Свердлову (1922-1923).
Занималась дизайном одежды и прикладным искусством: была модельером в мастерской Н.П.Ламановой (гран-при на Всемирной выставке в Париже, 1925), работала художником по стеклу на ленинградских заводах «Красный гигант» и фарфоровом заводе. По ее эскизам выпускались как бытовые предметы (пивная кружка, граненый стакан), так и декоративные (сервиз «Кремлевский», ваза «Астра», 1937). Позже пробовала себя в качестве портретиста («Портрет В.И.Качалова», «Портрет солиста балета С.Г.Кореня в роли Меркуцио», 1947)
Но ярче всего Мухиной проявила себя в качестве скульптора. Прошла эволюцию от аллегоричности и условных решений в стиле кубизма к реалистичности пластики. Программной работой стала двухметровая «Крестьянка» (1926), продемонстрированная на выставке к 10-летию Октября. Монументальность формы и сила художественного обобщения стали отличительными чертами станковой и монументальной скульптуры Мухиной (памятник М.Горькому в Н.Новгороде, 1952).
Одной из самых известных работ Мухиной зрелого периода стала скульптура «Рабочий и колхозница», которая венчала советский павильон на Всемирной выставке в Париже (1937). Эта работа стала одним из главных символом советского искусства сталинского периода, символизируя союза рабочего класса и крестьянства. 25-метровая статуя весила около 75 тонн и была выполнена из нержавеющей стали. По возвращении в СССР она была помещена у входа ВДНХ в Москве.
Мухина много работала над портретами деятелей культуры, членов своей семьи, героев войны. В послевоенные годы работала над памятником П.И.Чайковскому (1947-1953), который был установлен перед зданием московской Консерватории в Москве в 1954 г. В 1920-1930-е гг. Мухина преподавала в классе лепки в Художественно-промышленном техникуме и в Высшем художественно-техническом институте в Москве.