Лисицкий Лазарь Маркович (Эль Лисицкий)
(1890–1941)
Советский художник и архитектор, представитель авангарда.
Учился в Германии (город Дармштадт) на инженера-архитектора, тогда же посещал Италию, Францию, потом обучался в Риге и Москве.
С 1916 года начинает заниматься живописью – иллюстрирует книги еврейских авторов, пишущих на идиш. После экспедиции по Литве и Белоруссии пишет трактат «Воспоминания о могилевской синагоге» – о еврейском декоративном искусстве. В 1919 году Лисицкого сам Шагал приглашает Витебск – там художник преподаёт в Народном художественном училище. Позднее – уже в Москве – преподаёт во Вхутемасе и Вхутеине. Создаёт многочисленные плакаты – знаменитый плакат времён Гражданской войны «Клином красных бей белых». По проекту Эля Лисицкого построено здание типографии журнала «Огонёк». Создавал агитационные плакаты (последний – «Давайте побольше танков (Всё для фонта! Всё для победы!)», 1941), увлекался фотомонтажом. Из книжной графики лучшей книгой считается вышедшая в Берлине в 1923 году «Маяковский. Для голоса». Полагал, что книга структурно должно быть уподоблена архитектурному сооружению, а ведущим строительным материалом книжной архитектуры должен быть шрифт.
Известны и работы Лисицкого, связанные с театром. В 1923 году в немецком Ганновере вышла в свет папка с литографическими эскизами (общим количеством десять) к опере А. Е. Кручёных «Победа над солнцем». Это были движущиеся конструкции из металла, но постановка так и не была осуществлена. Не был осуществлён и другой связанный с театром проект Лисицкого – оформление пьесы С. Третьякова «Хочу ребёнка» в театре Вс. Мейерхольда в 1928 году. Художником был предложен макет, изменяющий представления о театральной сцене вообще: предполагалось, что актёры будут играть в зрительном зале, а зрители будут сидеть на сцене. Эксперименты Лисицкого со сценическим пространством лишь спустя десятилетия окажутся востребованы театром.
Персональная выставка Лисицкого состоялась в 1925 году в Дрездене (Германия). В 1929 году в советском павильоне на международной выставке «Film und Foto» в Штутгарте были показаны выставлялись его фотоработы.
Наследие Лисицкого хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Музее Ван Аббе (Эйндховен, Голландия), в Музее Гуггенхайма (Нью-Йорк,, США), в галерее Тейт (Лондон, Англия), в Музее Людвига (Кёльн, Германия).
Советский художник и архитектор, представитель авангарда.
Учился в Германии (город Дармштадт) на инженера-архитектора, тогда же посещал Италию, Францию, потом обучался в Риге и Москве.
С 1916 года начинает заниматься живописью – иллюстрирует книги еврейских авторов, пишущих на идиш. После экспедиции по Литве и Белоруссии пишет трактат «Воспоминания о могилевской синагоге» – о еврейском декоративном искусстве. В 1919 году Лисицкого сам Шагал приглашает Витебск – там художник преподаёт в Народном художественном училище. Позднее – уже в Москве – преподаёт во Вхутемасе и Вхутеине. Создаёт многочисленные плакаты – знаменитый плакат времён Гражданской войны «Клином красных бей белых». По проекту Эля Лисицкого построено здание типографии журнала «Огонёк». Создавал агитационные плакаты (последний – «Давайте побольше танков (Всё для фонта! Всё для победы!)», 1941), увлекался фотомонтажом. Из книжной графики лучшей книгой считается вышедшая в Берлине в 1923 году «Маяковский. Для голоса». Полагал, что книга структурно должно быть уподоблена архитектурному сооружению, а ведущим строительным материалом книжной архитектуры должен быть шрифт.
Известны и работы Лисицкого, связанные с театром. В 1923 году в немецком Ганновере вышла в свет папка с литографическими эскизами (общим количеством десять) к опере А. Е. Кручёных «Победа над солнцем». Это были движущиеся конструкции из металла, но постановка так и не была осуществлена. Не был осуществлён и другой связанный с театром проект Лисицкого – оформление пьесы С. Третьякова «Хочу ребёнка» в театре Вс. Мейерхольда в 1928 году. Художником был предложен макет, изменяющий представления о театральной сцене вообще: предполагалось, что актёры будут играть в зрительном зале, а зрители будут сидеть на сцене. Эксперименты Лисицкого со сценическим пространством лишь спустя десятилетия окажутся востребованы театром.
Персональная выставка Лисицкого состоялась в 1925 году в Дрездене (Германия). В 1929 году в советском павильоне на международной выставке «Film und Foto» в Штутгарте были показаны выставлялись его фотоработы.
Наследие Лисицкого хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Музее Ван Аббе (Эйндховен, Голландия), в Музее Гуггенхайма (Нью-Йорк,, США), в галерее Тейт (Лондон, Англия), в Музее Людвига (Кёльн, Германия).