Ларионов Михаил Фёдорович
(1881—1964)
Живописец, график, театральный художник, теоретик искусства.
В 1898 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), его педагогами были В.А. Серов, К.А. Коровин, И.Я. Левитан.
В период учёбы познакомился с Н.С. Гончаровой, ставшей его женой и единомышленницей в творчестве.
На начальном этапе творчества увлекался импрессионизмом, изучая этот стиль как на образцах французской (Ж. Сёра, К. Моне), так и русской живописи (В.Э. Борисов-Мусатов, П.В. Кузнецов, М.В. Нестеров). В ранних произведениях синтезировал приёмы передачи воздушности светоцвета импрессионистов с декоративизмом модерна («Сад», «Весенний пейзаж», 1904; «Яблони после дождя» 1906 и др.). Принимал участие в выставках «Мира искусства», Союза русских художников, Товарищества передвижных художественных выставок; участвовал в русской экспозиции, показанной С.П. Дягилевым во время Осеннего салона в Париже (1906). В Париже познакомился с искусством постимпрессионистов (П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена).
В 1910-х гг. пишет серию натюрмортов, переосмысляя в них поиски и достижения европейских художников («Натюрморт с колодой», 1907; «Натюрморт с грушами», 1907—1908; «Натюрморт с подносом и раком», 1907—1909), а также картины из жизни российской провинции («Провинциальный франт», 1907; «Деревенские купальщицы», 1909; «Прогулке в провинциальном городе», 1907—1909 и др.).
Новый этап в творчестве Ларионова особенно ярко продемонстрировала «солдатская» серия картин, написанная под впечатлением от воинской службы («Утро в казармах», 1910; «Курящий солдат», 1911; «Отдыхающий солдат», 1911—1912 и др.). Этот период творчества (1907—1912) позже назвали «примитивистским».
Ларионов был одним из организаторов выставок новой живописи, представлявшей художников объединений «Бубновый валет» (1910—1911), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913). На двух последних выставках экспонировал свои работы, связанные с «лучизмом», теоретиком и практиком которого он по праву считается. В 1913 г. издал манифест «Лучизм и будущники», в котором дал обоснование одного из первых направлений беспредметного искусства. Под влиянием «лучизма» написаны многие его картины («Стекло», 1912; «Лучистые колбаса и скумбрия», 1912; «Солнечный день», 1913—1914 и др.). Приёмы лучизма Ларионов использовал при оформлении сборников футуристической поэзии (1912—1913). Экспонировал свои произведения на организованных им выставках «14. Футуристы, лучисты, примитив» (1914), «1915 год» и на выставках «Союза молодёжи», «Синий всадник» (1912).
В 1915 г. Ларионов и Гончарова уехали в Швейцарию для работы над оформлением спектаклей антрепризы С.П. Дягилева. Среди оформленных Ларионовым работ — балет «Полнощное солнце» Н.А. Римского-Корсакова (1915), цикл «Русские сказки» А.К. Лядова (1916—1917), «Шут» С.С. Прокофьева (1921), «Байка про лису» И.Ф. Стравинского (1922).
С 1919 г. Ларионов жил в Париже. Занимался станковой живописью и графикой. В 1920-е гг. развивает уже опробованные художественные приемы («Девушки в саду», 1920-е), а также проявляет интерес к сюрреализму («Курильщица», 1920-е). В последние годы художник писал воспоминания и статьи о русском искусстве. Наследие Н.С. Гончаровой и М.Ф. Ларионова в 1989 г. было возвращено на родину и подарено ГТГ.
Произведения Ларионова представлены в ГТГ, ГРМ, в музейных и частных собраниях в России и за рубежом.
Живописец, график, театральный художник, теоретик искусства.
В 1898 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), его педагогами были В.А. Серов, К.А. Коровин, И.Я. Левитан.
В период учёбы познакомился с Н.С. Гончаровой, ставшей его женой и единомышленницей в творчестве.
На начальном этапе творчества увлекался импрессионизмом, изучая этот стиль как на образцах французской (Ж. Сёра, К. Моне), так и русской живописи (В.Э. Борисов-Мусатов, П.В. Кузнецов, М.В. Нестеров). В ранних произведениях синтезировал приёмы передачи воздушности светоцвета импрессионистов с декоративизмом модерна («Сад», «Весенний пейзаж», 1904; «Яблони после дождя» 1906 и др.). Принимал участие в выставках «Мира искусства», Союза русских художников, Товарищества передвижных художественных выставок; участвовал в русской экспозиции, показанной С.П. Дягилевым во время Осеннего салона в Париже (1906). В Париже познакомился с искусством постимпрессионистов (П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена).
В 1910-х гг. пишет серию натюрмортов, переосмысляя в них поиски и достижения европейских художников («Натюрморт с колодой», 1907; «Натюрморт с грушами», 1907—1908; «Натюрморт с подносом и раком», 1907—1909), а также картины из жизни российской провинции («Провинциальный франт», 1907; «Деревенские купальщицы», 1909; «Прогулке в провинциальном городе», 1907—1909 и др.).
Новый этап в творчестве Ларионова особенно ярко продемонстрировала «солдатская» серия картин, написанная под впечатлением от воинской службы («Утро в казармах», 1910; «Курящий солдат», 1911; «Отдыхающий солдат», 1911—1912 и др.). Этот период творчества (1907—1912) позже назвали «примитивистским».
Ларионов был одним из организаторов выставок новой живописи, представлявшей художников объединений «Бубновый валет» (1910—1911), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913). На двух последних выставках экспонировал свои работы, связанные с «лучизмом», теоретиком и практиком которого он по праву считается. В 1913 г. издал манифест «Лучизм и будущники», в котором дал обоснование одного из первых направлений беспредметного искусства. Под влиянием «лучизма» написаны многие его картины («Стекло», 1912; «Лучистые колбаса и скумбрия», 1912; «Солнечный день», 1913—1914 и др.). Приёмы лучизма Ларионов использовал при оформлении сборников футуристической поэзии (1912—1913). Экспонировал свои произведения на организованных им выставках «14. Футуристы, лучисты, примитив» (1914), «1915 год» и на выставках «Союза молодёжи», «Синий всадник» (1912).
В 1915 г. Ларионов и Гончарова уехали в Швейцарию для работы над оформлением спектаклей антрепризы С.П. Дягилева. Среди оформленных Ларионовым работ — балет «Полнощное солнце» Н.А. Римского-Корсакова (1915), цикл «Русские сказки» А.К. Лядова (1916—1917), «Шут» С.С. Прокофьева (1921), «Байка про лису» И.Ф. Стравинского (1922).
С 1919 г. Ларионов жил в Париже. Занимался станковой живописью и графикой. В 1920-е гг. развивает уже опробованные художественные приемы («Девушки в саду», 1920-е), а также проявляет интерес к сюрреализму («Курильщица», 1920-е). В последние годы художник писал воспоминания и статьи о русском искусстве. Наследие Н.С. Гончаровой и М.Ф. Ларионова в 1989 г. было возвращено на родину и подарено ГТГ.
Произведения Ларионова представлены в ГТГ, ГРМ, в музейных и частных собраниях в России и за рубежом.