Лавинский Антон Михайлович
(1893—1968)
Скульптор, архитектор, дизайнер, театральный художник.
В 1913 г. окончил архитектурно-строительное отделение Технического училища в Баку. В 1913 г. в качестве вольнослушателя посещал занятия Л.В. Шервуда на скульптурном отделении Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств в Петербурге. Учился в Государственных свободных художественно-учебных мастерских (1918—1919) у Л.В. Шервуда и А.Т. Матвеева.
Организовал в Сочи скульптурную школу-студию (1918). Принимал участие в реализации ленинского плана монументальной пропаганды, выполнил памятник К. Марксу для Красного Села, модель памятника М.Е. Салтыкову-Щедрину. В 1919 г. создал проект монумента Октябрьской революции (в соавторстве с В.А. Синайским). В 1919 г. был направлен в Саратов для преподавания в Саратовских государственных свободных художественных мастерских.
В 1920 г. переехал в Москву. Сблизился с В.В. Маяковским и группой художников Института художественной культуры (ИНХУК), председателем Президиума которого в то время был О.М. Брик, членами — А.М. Родченко, В.Ф. Степанова, А.А. Веснин и др. Работал в полиграфии, один из первых мастеров фотомонтажного плаката и киноплаката, занимался рекламой, оформлением книг. Автор афиши фильма «Броненосец "Потемкин"» («1905 год») (1926), плакатов «Открыта подписка на "Рабочий факультет на дому"», «Экспорт — импорт СССР» (1926), «Красная Армия — школа гражданина…» (1927) и др. Член объединения «ЛЕФ» и сотрудник одноимённого журнала. Работал в «Окнах сатиры РОСТА» (с 1920).
В 1920—1926 гг. Лавинский преподавал во ВХУТЕМАСе — ВХУТЕИНе на скульптурном и деревообрабатывающем факультетах. В 1921—1922 гг. разработал проект «Город на рессорах». В 1922 г. выступил в ИНХУКе с докладом «Инженеризм», в котором обосновал своё видение города будущего. В 1923—1925 гг. занимался дизайн-проектами киосков для Госиздата и Моссельпрома.
Выполнил оформление спектакля «Мистерия-буфф» В.В. Маяковского в постановке Вс.Э. Мейерхольда (в соавторстве с В.П. Киселёвым и В.Л. Храковским; 1921); декорация была решена в виде конструктивной системы лестниц, мостков, помостов вокруг полусферы с надписью «Земля». Выступил режиссёром и художником кинофильма «Радио» (1927). Совместно с Л.М. Лисицким участвовал в разработке экспозиции советского павильона «Пресса» на Международной выставке печати в Кёльне (1928).
Творчество представлено в ряде музейных собраний, в том числе в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, РНБ.
Скульптор, архитектор, дизайнер, театральный художник.
В 1913 г. окончил архитектурно-строительное отделение Технического училища в Баку. В 1913 г. в качестве вольнослушателя посещал занятия Л.В. Шервуда на скульптурном отделении Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств в Петербурге. Учился в Государственных свободных художественно-учебных мастерских (1918—1919) у Л.В. Шервуда и А.Т. Матвеева.
Организовал в Сочи скульптурную школу-студию (1918). Принимал участие в реализации ленинского плана монументальной пропаганды, выполнил памятник К. Марксу для Красного Села, модель памятника М.Е. Салтыкову-Щедрину. В 1919 г. создал проект монумента Октябрьской революции (в соавторстве с В.А. Синайским). В 1919 г. был направлен в Саратов для преподавания в Саратовских государственных свободных художественных мастерских.
В 1920 г. переехал в Москву. Сблизился с В.В. Маяковским и группой художников Института художественной культуры (ИНХУК), председателем Президиума которого в то время был О.М. Брик, членами — А.М. Родченко, В.Ф. Степанова, А.А. Веснин и др. Работал в полиграфии, один из первых мастеров фотомонтажного плаката и киноплаката, занимался рекламой, оформлением книг. Автор афиши фильма «Броненосец "Потемкин"» («1905 год») (1926), плакатов «Открыта подписка на "Рабочий факультет на дому"», «Экспорт — импорт СССР» (1926), «Красная Армия — школа гражданина…» (1927) и др. Член объединения «ЛЕФ» и сотрудник одноимённого журнала. Работал в «Окнах сатиры РОСТА» (с 1920).
В 1920—1926 гг. Лавинский преподавал во ВХУТЕМАСе — ВХУТЕИНе на скульптурном и деревообрабатывающем факультетах. В 1921—1922 гг. разработал проект «Город на рессорах». В 1922 г. выступил в ИНХУКе с докладом «Инженеризм», в котором обосновал своё видение города будущего. В 1923—1925 гг. занимался дизайн-проектами киосков для Госиздата и Моссельпрома.
Выполнил оформление спектакля «Мистерия-буфф» В.В. Маяковского в постановке Вс.Э. Мейерхольда (в соавторстве с В.П. Киселёвым и В.Л. Храковским; 1921); декорация была решена в виде конструктивной системы лестниц, мостков, помостов вокруг полусферы с надписью «Земля». Выступил режиссёром и художником кинофильма «Радио» (1927). Совместно с Л.М. Лисицким участвовал в разработке экспозиции советского павильона «Пресса» на Международной выставке печати в Кёльне (1928).
Творчество представлено в ряде музейных собраний, в том числе в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, РНБ.