Кустодиев Борис Михайлович
(1878—1927)
Живописец, скульптор, театральный художник.
В 1896 г. поступил в Петербургскую Академию художеств. Два года Кустодиев занимался в общих классах, а в 1898 г. был принят в мастерскую И.Е. Репина. Молодой художник много писал с натуры и увлёкся жанром портрета, в котором, по примеру своего учителя, изображал не только внешние черты портретируемого, но и его внутренний мир. Впоследствии Репин привлёк ученика к работе над своим масштабным полотном «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея». Для этой картины Кустодиев написал 27 портретов. В 1900-е гг. продолжил работу в портретном жанре («И.Я. Билибин», 1901, «Семья Поленовых», 1905). Позднее пробовал себя в создании скульптурного портрета, создав галерею бюстов известных деятелей культуры (Вс.Э. Мейерхольда, А.М. Ремизова, Ф.К. Сологуба и др.).
За дипломную работу в 1903 г. художник получил золотую медаль с правом на заграничную стажировку. В годы Первой русской революции сотрудничал с сатирическими журналами «Жупел» и «Адская почта».
В начале 1910-х гг. много путешествовал по городам и сёлам Верхней Волги. Полученные там впечатления впоследствии легли в основу серии картин, выполненных маслом, гуашью и акварелью, с красочным, пёстрым, близким народному искусству колоритом («Купчиха», 1915; «Купчиха за чаем», 1918 и др.).
В 1907 г. Кустодиев стал членом Союза русских художников. В 1910 г. бывшие «мирискусники», не согласные с выставочной политикой Союза, вышли из него, создав так называемую «вторую серию» «Мира искусства». Кустодиев присоединился к новому художественному объединению. Работы художника экспонировались на российских и международных выставках. В 1909 г. его избрали академиком живописи.
С 1916 г. Кустодиев оказался прикован к инвалидному креслу. Но не оставлял работы, писал картины по памяти или призывая на помощь воображение. Революцию Кустодиев встретил с надеждами. В 1918 г. участвовал в оформлении Петрограда по случаю годовщины Октябрьской революции. Он придумывал красноармейскую форму, иллюстрировал ленинские сборники. В 1923 г. вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Кустодиев много работал в новом театре. Оформил ряд спектаклей, в частности, «Блоху», написанную Е.И. Замятиным по мотивам «Левши» Н.С. Лескова (МХАТ 2-й, 1925).
Последней (незаконченной) работой художника был эскиз задуманного им триптиха «Радость труда и отдыха».
Работы Кустодиева хранятся в ГРМ, ГТГ, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, Историко-художественном музее Вены (Австрия), музеях страны и частных собраниях.
Живописец, скульптор, театральный художник.
В 1896 г. поступил в Петербургскую Академию художеств. Два года Кустодиев занимался в общих классах, а в 1898 г. был принят в мастерскую И.Е. Репина. Молодой художник много писал с натуры и увлёкся жанром портрета, в котором, по примеру своего учителя, изображал не только внешние черты портретируемого, но и его внутренний мир. Впоследствии Репин привлёк ученика к работе над своим масштабным полотном «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея». Для этой картины Кустодиев написал 27 портретов. В 1900-е гг. продолжил работу в портретном жанре («И.Я. Билибин», 1901, «Семья Поленовых», 1905). Позднее пробовал себя в создании скульптурного портрета, создав галерею бюстов известных деятелей культуры (Вс.Э. Мейерхольда, А.М. Ремизова, Ф.К. Сологуба и др.).
За дипломную работу в 1903 г. художник получил золотую медаль с правом на заграничную стажировку. В годы Первой русской революции сотрудничал с сатирическими журналами «Жупел» и «Адская почта».
В начале 1910-х гг. много путешествовал по городам и сёлам Верхней Волги. Полученные там впечатления впоследствии легли в основу серии картин, выполненных маслом, гуашью и акварелью, с красочным, пёстрым, близким народному искусству колоритом («Купчиха», 1915; «Купчиха за чаем», 1918 и др.).
В 1907 г. Кустодиев стал членом Союза русских художников. В 1910 г. бывшие «мирискусники», не согласные с выставочной политикой Союза, вышли из него, создав так называемую «вторую серию» «Мира искусства». Кустодиев присоединился к новому художественному объединению. Работы художника экспонировались на российских и международных выставках. В 1909 г. его избрали академиком живописи.
С 1916 г. Кустодиев оказался прикован к инвалидному креслу. Но не оставлял работы, писал картины по памяти или призывая на помощь воображение. Революцию Кустодиев встретил с надеждами. В 1918 г. участвовал в оформлении Петрограда по случаю годовщины Октябрьской революции. Он придумывал красноармейскую форму, иллюстрировал ленинские сборники. В 1923 г. вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Кустодиев много работал в новом театре. Оформил ряд спектаклей, в частности, «Блоху», написанную Е.И. Замятиным по мотивам «Левши» Н.С. Лескова (МХАТ 2-й, 1925).
Последней (незаконченной) работой художника был эскиз задуманного им триптиха «Радость труда и отдыха».
Работы Кустодиева хранятся в ГРМ, ГТГ, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, Историко-художественном музее Вены (Австрия), музеях страны и частных собраниях.