Кукрыниксы: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич, Соколов Николай Александрович
Куприянов Михаил Васильевич (1903—1991), Крылов Порфирий Никитич (1902—1990), Соколов Николай Александрович (1903—2000)
Графики и живописцы; классики советской политической карикатуры.
Кукрыниксы — псевдоним творческого объединения трёх художников; составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова и первых букв имени и фамилии Николая Соколова. Познакомились, будучи студентами Вхутемаса — Вхутеина (1921—1929), работали вместе в сатирическом разделе институтской стенгазеты. Участвовали в постановках самодеятельного театра «Петрушка», выступавшего на студенческих вечерах с пародиями, злободневной критикой недостатков студенческой жизни и пр. По предложению В.В. Маяковского Кукрыниксы в 1929 г. были привлечены Вс.Э. Мейерхольдом к оформлению феерической комедии Маяковского «Клоп». Музыку к спектаклю написал Д. Д. Шостакович. Кукрыниксы работали над 1—4 картинами; вторую часть спектакля (5—9 картины) оформлял А.М. Родченко. Пьеса, поставленная в Гостиме, имела зрительский успех, и до конца сезона «Клоп» исполнялся почти ежедневно. Спектакль показан был в Ленинграде (1929) и во время гастрольных поездок театра по городам Украины (1929), Поволжья (1930), Донбасса (1931) и Узбекистана (1932). Эта работа стала единственным опытом сотрудничества художников с профессиональным театром. Театральная тема получила развитие в дружеских шаржах, как в графических, так и в скульптурных. В середине 1930-х гг. на Государственном фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова была отлита серия портретных скульптур видных мастеров отечественного театра — К.С. Станиславского, В.И. Качалова, И.М. Москвина, С.С. Прокофьева, Вс.Э. Мейерхольда.
Первый совместный рисунок Кукрыниксы опубликовали в молодёжном журнале «Комсомолия» (дружеские шаржи на комсомольских поэтов и писателей: М. Светлова, А. Жарова, И. Уткина др.). В дальнейшем сотрудничали с журналами «На литературном посту», «Безбожник у станка», «Красный перец», «Прожектор», «Крокодил» и др. 2 марта 1932 г. дебютировали на страницах газеты «Правда» с карикатурой к стихам А. Безыменского «Акулы». В первой половине 1930-х работали над тематическими циклами «Старая Москва» («Кухня в общей квартире» и др. 1932), «Транспорт» (1933—1934). По заданию редакции газеты «Правда» выезжали на стройки социализма (Донбасс, Урал и др.); в карикатурах высмеивали бракоделов, разгильдяев; создавали рисунки на темы социалистического быта и пр. Рисовали дружеские шаржи на писателей И. Ильфа и Е. Петрова, М. Горького, Б. Пастернака и И. Эренбурга и многих других деятелей культуры. Известны как книжные иллюстраторы — создатели ироничных и гротескных образов к произведениям И. Ильфа и Е. Петрова («12 стульев» и «Золотой телёнок»), Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина и мн. др. В иллюстрациях к А. Чехову ирония и гротеск уступили место лирико-психологической интерпретации образов.
В период Великой Отечественной войны, с первого и до последнего дня, работали над карикатурами и плакатами на военную тему. Плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» появился 22 июня 1941 г. Карикатуры печатались на страницах «Правды» («На смертном Одере», 1945), в «Крокодиле», в «Окнах ТАСС». За политические плакаты и карикатуры на антифашистские темы, созданные в 1941 году, Кукрыниксы получили звание лауреатов Государственной премии в области советского искусства 1-й степени. По командировкам «Правды» выезжали в прифронтовые районы. Выполняли зарисовки-свидетельства исторических событий, которые уже после войны были использованы Кукрыниксами при создании масштабных картин ( «Таня», 1942—1947, посвящённая подвигу Зои Космодемьянской; «Бегство фашистов из Новгорода», 1944—1946; «Конец. Последние часы в ставке Гитлера», 1947—1948). В группе представителей советской творческой интеллигенции присутствовали (и делали зарисовки) в зале заседаний Международного военного трибунала во время Нюрнбергского процесса (20 ноября 1945 — 1 октября 1946). В послевоенное время центральной темой политических карикатур Кукрыниксов стала борьба за мир.
Помимо совместного творчества Кукрыниксы работали как художники-станковисты индивидуально, преимущественно в портретном и пейзажном жанрах.
Произведения художников хранятся в ГТГ, ГРМ, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, во многих крупных музейных и частных собраниях страны и за рубежом.
Графики и живописцы; классики советской политической карикатуры.
Кукрыниксы — псевдоним творческого объединения трёх художников; составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова и первых букв имени и фамилии Николая Соколова. Познакомились, будучи студентами Вхутемаса — Вхутеина (1921—1929), работали вместе в сатирическом разделе институтской стенгазеты. Участвовали в постановках самодеятельного театра «Петрушка», выступавшего на студенческих вечерах с пародиями, злободневной критикой недостатков студенческой жизни и пр. По предложению В.В. Маяковского Кукрыниксы в 1929 г. были привлечены Вс.Э. Мейерхольдом к оформлению феерической комедии Маяковского «Клоп». Музыку к спектаклю написал Д. Д. Шостакович. Кукрыниксы работали над 1—4 картинами; вторую часть спектакля (5—9 картины) оформлял А.М. Родченко. Пьеса, поставленная в Гостиме, имела зрительский успех, и до конца сезона «Клоп» исполнялся почти ежедневно. Спектакль показан был в Ленинграде (1929) и во время гастрольных поездок театра по городам Украины (1929), Поволжья (1930), Донбасса (1931) и Узбекистана (1932). Эта работа стала единственным опытом сотрудничества художников с профессиональным театром. Театральная тема получила развитие в дружеских шаржах, как в графических, так и в скульптурных. В середине 1930-х гг. на Государственном фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова была отлита серия портретных скульптур видных мастеров отечественного театра — К.С. Станиславского, В.И. Качалова, И.М. Москвина, С.С. Прокофьева, Вс.Э. Мейерхольда.
Первый совместный рисунок Кукрыниксы опубликовали в молодёжном журнале «Комсомолия» (дружеские шаржи на комсомольских поэтов и писателей: М. Светлова, А. Жарова, И. Уткина др.). В дальнейшем сотрудничали с журналами «На литературном посту», «Безбожник у станка», «Красный перец», «Прожектор», «Крокодил» и др. 2 марта 1932 г. дебютировали на страницах газеты «Правда» с карикатурой к стихам А. Безыменского «Акулы». В первой половине 1930-х работали над тематическими циклами «Старая Москва» («Кухня в общей квартире» и др. 1932), «Транспорт» (1933—1934). По заданию редакции газеты «Правда» выезжали на стройки социализма (Донбасс, Урал и др.); в карикатурах высмеивали бракоделов, разгильдяев; создавали рисунки на темы социалистического быта и пр. Рисовали дружеские шаржи на писателей И. Ильфа и Е. Петрова, М. Горького, Б. Пастернака и И. Эренбурга и многих других деятелей культуры. Известны как книжные иллюстраторы — создатели ироничных и гротескных образов к произведениям И. Ильфа и Е. Петрова («12 стульев» и «Золотой телёнок»), Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина и мн. др. В иллюстрациях к А. Чехову ирония и гротеск уступили место лирико-психологической интерпретации образов.
В период Великой Отечественной войны, с первого и до последнего дня, работали над карикатурами и плакатами на военную тему. Плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» появился 22 июня 1941 г. Карикатуры печатались на страницах «Правды» («На смертном Одере», 1945), в «Крокодиле», в «Окнах ТАСС». За политические плакаты и карикатуры на антифашистские темы, созданные в 1941 году, Кукрыниксы получили звание лауреатов Государственной премии в области советского искусства 1-й степени. По командировкам «Правды» выезжали в прифронтовые районы. Выполняли зарисовки-свидетельства исторических событий, которые уже после войны были использованы Кукрыниксами при создании масштабных картин ( «Таня», 1942—1947, посвящённая подвигу Зои Космодемьянской; «Бегство фашистов из Новгорода», 1944—1946; «Конец. Последние часы в ставке Гитлера», 1947—1948). В группе представителей советской творческой интеллигенции присутствовали (и делали зарисовки) в зале заседаний Международного военного трибунала во время Нюрнбергского процесса (20 ноября 1945 — 1 октября 1946). В послевоенное время центральной темой политических карикатур Кукрыниксов стала борьба за мир.
Помимо совместного творчества Кукрыниксы работали как художники-станковисты индивидуально, преимущественно в портретном и пейзажном жанрах.
Произведения художников хранятся в ГТГ, ГРМ, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, во многих крупных музейных и частных собраниях страны и за рубежом.