Коровин Константин Алексеевич
(1861—1939)
Живописец, театральный художник, педагог.
В 1875 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где занимался у И.М. Прянишникова, В.Г. Перова, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова.
В своём живописном методе Коровин не придавал особого значения композиционному построению, а шёл к нему в процессе работы, уделяя основное внимание поиску цветовых решений. Его живописные работы с характерным сочным мазком, создающим особый эффект незаконченности, можно рассматривать как этюды, превращённые из вспомогательного инструмента художника в самостоятельные произведения, наделённые качеством картинной формы. Для Коровина сама натура являлась носителем всей гаммы чувств, а свою задачу он сводил к созданию её цветового образа.
Этот метод работы оказался действенным и эффективным при оформлении художником театральных спектаклей. После знакомства в 1884 г. с С.И. Мамонтовым Коровин принимает приглашение стать художником мамонтовской московской Частной оперы. Для её постановок он создает (под руководством В.Д. Поленова) декорации на протяжении 14-ти лет.
К началу 20 века Коровин становится одним из самых влиятельных художников в кругу творческой интеллигенции обеих столиц.
На Всемирной выставке в Париже (1900) ему поручается художественная часть русского отдела. За архитектурный проект Кустарного павильона (получившего название «Русской деревни» или «Берендеевки») и декоративные панно художник получил орден Почётного легиона, две золотые и несколько серебряных медалей.
В 1901 г. по приглашению В.А. Серова Коровин начал преподавательскую деятельность в МУЖВЗ. В их совместной портретно-жанровой мастерской учились многие будущие живописцы объединений «Голубая роза», «Бубновый валет». В 1905 году по рекомендации В.М. Васнецова и В.Д. Поленова Коровин был избран академиком Императорской Академии художеств.
К началу 20 века относится и первая работа художника в Большом театре, связанная с новаторской постановкой А.А. Горским балета «Дон-Кихот» на музыку Л.Ф. Минкуса (1900). А спустя десять лет в 1910 г. он был назначен главным декоратором и консультантом московских императорских театров. В своих театральных работах Коровин выступил создателем нового типа декоративного оформления, активно включённого в художественную ткань спектакля, где организация пространства и костюм неразрывно связаны со сценическим действием и музыкой. Среди его лучших театральных работ — «Конек-Горбунок» Ц. Пуни (1901), «Руслан и Людмила» М.И. Глинки (1907), «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова (1909), «Хованщина» М.П. Мусоргского (1912).
После Октябрьской революции 1917 г., поначалу активный сторонник культурных преобразований, начатых новой властью, Коровин достаточно быстро отошёл от участия в художественной жизни страны. В 1922 г., по совету А. В. Луначарского, он уехал за границу. Поселился во Франции, где продолжал работать в театре. Оформил балет «Дон-Кихот» Л.Ф. Минкуса для труппы Анны Павловой (1925), оперы: «Севильский цирюльник» Дж. Россини (1926), «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова и «Князь Игорь» А.П. Бородина для Русской частной оперы М.Н. Кузнецовой-Массне (1929–1930) и др. В эмиграции издал книгу «Шаляпин. Встречи и совместная жизнь» (Париж, 1939) и написал мемуары «Константин Коровин вспоминает...» (Ленинград, 1971). Постоянно жертвовал свои произведения в пользу нуждающихся художников, писателей, студентов.
Работы художника хранятся в ГРМ, ГТГ, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, других крупных художественных собраниях и частных коллекциях.
Живописец, театральный художник, педагог.
В 1875 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где занимался у И.М. Прянишникова, В.Г. Перова, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова.
В своём живописном методе Коровин не придавал особого значения композиционному построению, а шёл к нему в процессе работы, уделяя основное внимание поиску цветовых решений. Его живописные работы с характерным сочным мазком, создающим особый эффект незаконченности, можно рассматривать как этюды, превращённые из вспомогательного инструмента художника в самостоятельные произведения, наделённые качеством картинной формы. Для Коровина сама натура являлась носителем всей гаммы чувств, а свою задачу он сводил к созданию её цветового образа.
Этот метод работы оказался действенным и эффективным при оформлении художником театральных спектаклей. После знакомства в 1884 г. с С.И. Мамонтовым Коровин принимает приглашение стать художником мамонтовской московской Частной оперы. Для её постановок он создает (под руководством В.Д. Поленова) декорации на протяжении 14-ти лет.
К началу 20 века Коровин становится одним из самых влиятельных художников в кругу творческой интеллигенции обеих столиц.
На Всемирной выставке в Париже (1900) ему поручается художественная часть русского отдела. За архитектурный проект Кустарного павильона (получившего название «Русской деревни» или «Берендеевки») и декоративные панно художник получил орден Почётного легиона, две золотые и несколько серебряных медалей.
В 1901 г. по приглашению В.А. Серова Коровин начал преподавательскую деятельность в МУЖВЗ. В их совместной портретно-жанровой мастерской учились многие будущие живописцы объединений «Голубая роза», «Бубновый валет». В 1905 году по рекомендации В.М. Васнецова и В.Д. Поленова Коровин был избран академиком Императорской Академии художеств.
К началу 20 века относится и первая работа художника в Большом театре, связанная с новаторской постановкой А.А. Горским балета «Дон-Кихот» на музыку Л.Ф. Минкуса (1900). А спустя десять лет в 1910 г. он был назначен главным декоратором и консультантом московских императорских театров. В своих театральных работах Коровин выступил создателем нового типа декоративного оформления, активно включённого в художественную ткань спектакля, где организация пространства и костюм неразрывно связаны со сценическим действием и музыкой. Среди его лучших театральных работ — «Конек-Горбунок» Ц. Пуни (1901), «Руслан и Людмила» М.И. Глинки (1907), «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова (1909), «Хованщина» М.П. Мусоргского (1912).
После Октябрьской революции 1917 г., поначалу активный сторонник культурных преобразований, начатых новой властью, Коровин достаточно быстро отошёл от участия в художественной жизни страны. В 1922 г., по совету А. В. Луначарского, он уехал за границу. Поселился во Франции, где продолжал работать в театре. Оформил балет «Дон-Кихот» Л.Ф. Минкуса для труппы Анны Павловой (1925), оперы: «Севильский цирюльник» Дж. Россини (1926), «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова и «Князь Игорь» А.П. Бородина для Русской частной оперы М.Н. Кузнецовой-Массне (1929–1930) и др. В эмиграции издал книгу «Шаляпин. Встречи и совместная жизнь» (Париж, 1939) и написал мемуары «Константин Коровин вспоминает...» (Ленинград, 1971). Постоянно жертвовал свои произведения в пользу нуждающихся художников, писателей, студентов.
Работы художника хранятся в ГРМ, ГТГ, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, других крупных художественных собраниях и частных коллекциях.