Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Кончаловский Пётр Петрович
(1876—1956)
Живописец, театральный художник, педагог.
Учился в Рисовальной школе М.Д. Раевской-Ивановой в Харькове (1883—1889), Строгановском художественно-промышленном училище (1889—1895). В Париже посещал занятия в Академии Р. Жюлиана (1896—1898). Окончил художественное образование в Высшей художественной школе при Санкт-Петербургской Академии художеств. В 1907 г. за картину «Рыбаки тянут сети» (позже уничтожена автором) получил звание художника. Своими главными учителями в живописи считал В.И. Сурикова и П. Сезанна.
Был одним из организаторов и председателем общества «Бубновый валет» (1911—1916), в разное время состоял и участвовал в выставках других художественных организаций и объединений: «Союз молодёжи» (1911), «Мир искусства» (1911–1922, с перерывами), «Бытие», АХРР (2-я половина 1920-х) и др.
В своих творческих исканиях проявлял интерес к современным художественным течениям. В ранний период в произведениях ощутимо влияние французского и русского импрессионизма (портреты, северные и сибирские пейзажи), позже — постимпрессионизма и фовизма («Апельсины», «Париж. Мальчик с яблоком», «Арлезианка», 1908). Новейшие направления в живописи он пытался синтезировать с приёмами народного творчества и иконописи («Портрет Г.Б. Якулова», 1910; «Семейный портрет», 1911; «Бова-королевич», 1914). Успех работ, созданных в результате поездки в Испанию и показанных на выставке «Бубнового валета» (1910—1911), принес художнику известность и поставил имя Кончаловского в ряды мастеров русского авангарда. Дальнейшая эволюция художественного стиля характеризуется освоением приёмов кубизма, формальными поисками в духе творчества П. Сезанна в сочетании с праздничностью цвета и жизнелюбием.
В 1920-е годы в творчестве художника происходит постепенный переход к реалистической живописи. Композицией, светотенью, настроением ряда работ он стремился подчеркнуть свою связь с традициями Тинторетто, Рембрандта, Тициана. В выборе жанров был разносторонен, писал натюрморты, пейзажи, портреты, жанровые картины. Работал в области прикладного искусства, делал эскизы для росписи подносов.
Плодотворно сотрудничал с театрами, начав в 1900-е гг. с оформления студенческих и любительских постановок. Впоследствии писал декорации для Нового театра Л.Б. Яворской в Петербурге (1901—1902), в Москве — для Оперы С.И. Зимина (1905, 1912—1913), Большого театра (1920—1924, 1944—1945), Музыкальной студии Вл.И. Немировича-Данченко (1922), Экспериментального театра (1932), МХАТа (1932).
С 1908 г. становится постоянным экспонентом международных выставок современного искусства (города Европы, США, Канады, Японии). Активно участвовал во всесоюзных выставках современной живописи в Москве, Ленинграде, Пскове, Твери, Харькове, Витебске, Казани, Красноярске и др. С 1922 по 1951 гг. состоялось 15 персональных выставок художника.
Начав педагогическую деятельность в частной студии И.И. Машкова (1911—1917), продолжил преподавание во ВХУТЕИНе (1926—1929).
Оставил обширное творческое наследие. Работы художника находятся в ГТГ, ГРМ, ГЦТМ, в других крупных музеях России и зарубежья, а также в частных собраниях.

АХРР. Ассоциация художников революционной России