Егоров Владимир Евгеньевич
(1878—1960)
Художник театра и кино, живописец, график.
В 1892—1900 гг. учился в Строгановском училище у К.А. Коровина, Ф.О. Шехтеля, С.В. Иванова. По приглашению Шехтеля участвовал в росписи Русского павильона на Международной промышленно-художественной выставке в Глазго (1901), одном из важных центров становления западного модерна.
В 1904 г. познакомился с К.С. Станиславским и в 1906 г. стал художником МХТ, помощником В.А. Симова. Самостоятельно оформил спектакли: «Жизнь человека» Л.Н. Андреева (1907), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908), «Miserer» С.С. Юшкевича (1910), «Росмерсхольм» Г. Ибсена (1910). Новаторские приёмы оформления спектаклей принесли художнику успех. Декорации к «Синей птице» получили одобрение самого Метерлинка.
Позже работал в театрах Г.Г. Солодовникова («Кавказский пленник» Ц.А. Кюи, 1903), С.И. Зимина («Саломея» Р. Штрауса, 1908; «Ёлка» В.И. Ребикова, «Сестра Беатриса» А.Т. Гречанинова, «Иоланта» П.И. Чайковского, «Садко» Н.А. Римского-Корсакова, 1912), Ф.А. Корша («Гроза» А.Н Островского, 1909), К.Н. Незлобина («Ревизор» Н.В. Гоголя, 1916).
После революции 1917 г. оформлял спектакли Малого театра: «Дары волхвов» О’Генри (1923), «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго (1926), «В чужом пиру похмелье» А.Н. Островского (1934), «Мещане» М. Горького (1946); Центрального детского театра: «Проделки Скапена» Ж.-Б. Мольера (1937).
С 1915 г. работал в кинематографе, став одним из основоположников отечественного кинодекорационного искусства. Оформил фильмы «Русской золотой серии», в том числе «Портрет Дориана Грея» Вс.Э. Мейерхольда (1915). Был художником 2-х фильмов с участием В.В. Маяковского («Барышня и хулиган», «Не для денег родившийся», 1918); нескольких фильмов с участием И.В. Ильинского («Закройщик из Торжка», «Праздник св. Йоргена», 1925). Работал с известными режиссёрами – Я.А. Протазановым, В.И. Пудовкиным, Е.Л. Дзиганом, Г.Л. Рошалем. За 40 лет работы в кино принял участие в создании 90 фильмов, многие из которых стали классикой русского и советского кинематографа.
Творчество представлено в ГЦТМ, Музее кино, Музеях МХТ и Малого театра, СПбГМТиМИ, Орловской картинной галерее, др. музеях и частных собраниях.
МХТ. Московский художественный театр им. А.П. Чехова
Художник театра и кино, живописец, график.
В 1892—1900 гг. учился в Строгановском училище у К.А. Коровина, Ф.О. Шехтеля, С.В. Иванова. По приглашению Шехтеля участвовал в росписи Русского павильона на Международной промышленно-художественной выставке в Глазго (1901), одном из важных центров становления западного модерна.
В 1904 г. познакомился с К.С. Станиславским и в 1906 г. стал художником МХТ, помощником В.А. Симова. Самостоятельно оформил спектакли: «Жизнь человека» Л.Н. Андреева (1907), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908), «Miserer» С.С. Юшкевича (1910), «Росмерсхольм» Г. Ибсена (1910). Новаторские приёмы оформления спектаклей принесли художнику успех. Декорации к «Синей птице» получили одобрение самого Метерлинка.
Позже работал в театрах Г.Г. Солодовникова («Кавказский пленник» Ц.А. Кюи, 1903), С.И. Зимина («Саломея» Р. Штрауса, 1908; «Ёлка» В.И. Ребикова, «Сестра Беатриса» А.Т. Гречанинова, «Иоланта» П.И. Чайковского, «Садко» Н.А. Римского-Корсакова, 1912), Ф.А. Корша («Гроза» А.Н Островского, 1909), К.Н. Незлобина («Ревизор» Н.В. Гоголя, 1916).
После революции 1917 г. оформлял спектакли Малого театра: «Дары волхвов» О’Генри (1923), «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго (1926), «В чужом пиру похмелье» А.Н. Островского (1934), «Мещане» М. Горького (1946); Центрального детского театра: «Проделки Скапена» Ж.-Б. Мольера (1937).
С 1915 г. работал в кинематографе, став одним из основоположников отечественного кинодекорационного искусства. Оформил фильмы «Русской золотой серии», в том числе «Портрет Дориана Грея» Вс.Э. Мейерхольда (1915). Был художником 2-х фильмов с участием В.В. Маяковского («Барышня и хулиган», «Не для денег родившийся», 1918); нескольких фильмов с участием И.В. Ильинского («Закройщик из Торжка», «Праздник св. Йоргена», 1925). Работал с известными режиссёрами – Я.А. Протазановым, В.И. Пудовкиным, Е.Л. Дзиганом, Г.Л. Рошалем. За 40 лет работы в кино принял участие в создании 90 фильмов, многие из которых стали классикой русского и советского кинематографа.
Творчество представлено в ГЦТМ, Музее кино, Музеях МХТ и Малого театра, СПбГМТиМИ, Орловской картинной галерее, др. музеях и частных собраниях.
МХТ. Московский художественный театр им. А.П. Чехова