Евграфов Николай Иванович
(1904—1941)
Живописец, график, театральный художник.
Образование получил в Нижегородском художественном техникуме и в Ленинградском художественно-педагогическом техникуме (1921–1927). Его педагогами были М.П. Бобышов, М.И. Авилов, И.Г. Дроздов и др. В 1926 г. вошёл в группу П.Н. Филонова «Мастера аналитического искусства» (МАИ) и в своём раннем творчестве придерживался метода «аналитического искусства». Об этом свидетельствуют его работы второй половины 1920-х – начала 1930-х годов («Сбор урожая», «Третий лишний», «Трактор на испытании»).
В качестве театрального художника дебютировал в 1927 г., выполнив эскизы костюмов ряда персонажей и сценический задник к первому действию спектакля «Ревизор» Н.В. Гоголя, поставленного режиссёром И.Г. Терентьевым в экспериментальном театре ленинградского Дома печати.
После распада группы МАИ Евграфов начал самостоятельные творческие поиски. В середине и второй половине 1930-х гг. он работает интенсивно и разнопланово, пишет монументальные портреты, многофигурные композиции с «зашифрованными» сюжетами, лирические бытовые сцены. Экспериментирует с разными стилями и направлениями. В его работах этого периода угадываются откровенная красочность фовизма, линеарный и цветовой гротеск неопримитивизма, живописно-пластический реализм ленинградской школы («Дети и самолёт», «Осавиахимовка», «Портрет художницы А.Е. Мордвиновой», 1930-е; «Праздник на Кировских островах», 1941).
В конце 1930-х гг. Евграфов сосредоточился на цикле картин под общим названием «Карнавал». Произведения цикла не имеют точных датировок, поэтому трудно проследить эволюцию творческой манеры художника. Некоторые работы сохраняют признаки композиции с фигурами, объединёнными общим действием, например, танцем, другие — выполнены в принципах свободной живописной абстракции. Художник создаёт картины, близкие будущей «живописи действия» Джексона Поллока.
Его работы экспонировались на многочисленных выставках: «Современные ленинградские художественные группировки» (Ленинград, 1928—1929); «Советское искусство реконструктивного периода» (Ленинград, 1932), Выставка живописи и рисунка (Ленинград, 1937) и др.
Член МОССХ, в середине 1930-х исключён «за формализм».
Произведения хранятся в ГРМ, ГМИ СПб., РНБ, ГМТиМИ, частных коллекциях Москвы и Петербурга.
ГМИ СПб. Государственный музей истории Санкт-Петербурга
РНБ. Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург)
Живописец, график, театральный художник.
Образование получил в Нижегородском художественном техникуме и в Ленинградском художественно-педагогическом техникуме (1921–1927). Его педагогами были М.П. Бобышов, М.И. Авилов, И.Г. Дроздов и др. В 1926 г. вошёл в группу П.Н. Филонова «Мастера аналитического искусства» (МАИ) и в своём раннем творчестве придерживался метода «аналитического искусства». Об этом свидетельствуют его работы второй половины 1920-х – начала 1930-х годов («Сбор урожая», «Третий лишний», «Трактор на испытании»).
В качестве театрального художника дебютировал в 1927 г., выполнив эскизы костюмов ряда персонажей и сценический задник к первому действию спектакля «Ревизор» Н.В. Гоголя, поставленного режиссёром И.Г. Терентьевым в экспериментальном театре ленинградского Дома печати.
После распада группы МАИ Евграфов начал самостоятельные творческие поиски. В середине и второй половине 1930-х гг. он работает интенсивно и разнопланово, пишет монументальные портреты, многофигурные композиции с «зашифрованными» сюжетами, лирические бытовые сцены. Экспериментирует с разными стилями и направлениями. В его работах этого периода угадываются откровенная красочность фовизма, линеарный и цветовой гротеск неопримитивизма, живописно-пластический реализм ленинградской школы («Дети и самолёт», «Осавиахимовка», «Портрет художницы А.Е. Мордвиновой», 1930-е; «Праздник на Кировских островах», 1941).
В конце 1930-х гг. Евграфов сосредоточился на цикле картин под общим названием «Карнавал». Произведения цикла не имеют точных датировок, поэтому трудно проследить эволюцию творческой манеры художника. Некоторые работы сохраняют признаки композиции с фигурами, объединёнными общим действием, например, танцем, другие — выполнены в принципах свободной живописной абстракции. Художник создаёт картины, близкие будущей «живописи действия» Джексона Поллока.
Его работы экспонировались на многочисленных выставках: «Современные ленинградские художественные группировки» (Ленинград, 1928—1929); «Советское искусство реконструктивного периода» (Ленинград, 1932), Выставка живописи и рисунка (Ленинград, 1937) и др.
Член МОССХ, в середине 1930-х исключён «за формализм».
Произведения хранятся в ГРМ, ГМИ СПб., РНБ, ГМТиМИ, частных коллекциях Москвы и Петербурга.
ГМИ СПб. Государственный музей истории Санкт-Петербурга
РНБ. Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург)