Добужинский Мстислав Валерианович
(1875—1957)
Живописец, график, театральный художник, художественный критик.
В 1885—1901 г. учился в Петербургской Императорской школе общества поощрения художеств, а затем в Германии и Венгрии.
В ранний период творчества испытал влияние символизма, что особенно заметно в его живописных зарисовках Петербурга и картинах на исторические сюжеты. Состоял в объединении «Мир искусства», иллюстрировал журналы («Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»).
В 1907 г. начал работать для театра. Оформлял спектакли в Старинном театре Н.Н. Евреинова в Петербурге («Игра о Робене и Марион» Адама де ла Аля, 1907), в Театре В.Ф. Комиссаржевской («Бесовское действо» А.М. Ремизова, 1907). Тогда же в Театре «Лукоморье» принял участие в студийных постановках Вс.Э. Мейерхольда («Петрушка» П.П. Потёмкина и «Последний из Уэшеров» Э. По). В первых опытах создания декораций было заметно тяготение художника к театральному авангарду.
Для МХТ оформил спектакли «Месяц в деревне» И.С. Тургенева (1909) и «Николай Ставрогин» по «Бесам» Ф.М. Достоевского (1913). В 1919—1920 гг. работал в только что созданном в Петрограде Большом драматическом театре («Макбет» и «Король Лир» У. Шекспира, «Дантон» М. Левберга, «Разбойники» Ф. Шиллера). Последней постановкой, оформленной Добужинским в России, стал спектакль «Роза и крест» А.А. Блока, к которому художник сделал эскизы костюмов в 1923 году (неосуществлён).
За рубежом художник участвовал в создании более 70-ти театральных постановок. Работал в Государственном театре Каунаса («Пиковая дама» П.И. Чайковского, 1925; «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Гамлет» У. Шекспира, 1933). В Нью-Йорке оформлял спектакли М.А. Чехова: «Одержимые» по роману «Бесы» Ф.М. Достоевского (Театр М.А. Чехова, 1939). Работал в музыкальных театрах: «Любовь к трём апельсинам» С.С. Прокофьева (Метрополитен Опера, 1949); а также в США в 1941 г. вместе с М.М. Фокиным поставил балет на музыку С.С. Прокофьева «Русский солдат» с посвящением: «Храбрым русским солдатам Второй мировой войны». Создал либретто балета на музыку «Седьмой (Ленинградской) симфонии» Д.Д. Шостаковича и эскизы декораций к нему.
Работы Добужинского хранятся в ГТГ, ГРМ, ГЭ, ГМИИ, ГЦТМ, СПбГМТиМИ, Бахметевском архиве Колумбийского университета в Нью-Йорке, в частных коллекциях.
Живописец, график, театральный художник, художественный критик.
В 1885—1901 г. учился в Петербургской Императорской школе общества поощрения художеств, а затем в Германии и Венгрии.
В ранний период творчества испытал влияние символизма, что особенно заметно в его живописных зарисовках Петербурга и картинах на исторические сюжеты. Состоял в объединении «Мир искусства», иллюстрировал журналы («Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»).
В 1907 г. начал работать для театра. Оформлял спектакли в Старинном театре Н.Н. Евреинова в Петербурге («Игра о Робене и Марион» Адама де ла Аля, 1907), в Театре В.Ф. Комиссаржевской («Бесовское действо» А.М. Ремизова, 1907). Тогда же в Театре «Лукоморье» принял участие в студийных постановках Вс.Э. Мейерхольда («Петрушка» П.П. Потёмкина и «Последний из Уэшеров» Э. По). В первых опытах создания декораций было заметно тяготение художника к театральному авангарду.
Для МХТ оформил спектакли «Месяц в деревне» И.С. Тургенева (1909) и «Николай Ставрогин» по «Бесам» Ф.М. Достоевского (1913). В 1919—1920 гг. работал в только что созданном в Петрограде Большом драматическом театре («Макбет» и «Король Лир» У. Шекспира, «Дантон» М. Левберга, «Разбойники» Ф. Шиллера). Последней постановкой, оформленной Добужинским в России, стал спектакль «Роза и крест» А.А. Блока, к которому художник сделал эскизы костюмов в 1923 году (неосуществлён).
За рубежом художник участвовал в создании более 70-ти театральных постановок. Работал в Государственном театре Каунаса («Пиковая дама» П.И. Чайковского, 1925; «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Гамлет» У. Шекспира, 1933). В Нью-Йорке оформлял спектакли М.А. Чехова: «Одержимые» по роману «Бесы» Ф.М. Достоевского (Театр М.А. Чехова, 1939). Работал в музыкальных театрах: «Любовь к трём апельсинам» С.С. Прокофьева (Метрополитен Опера, 1949); а также в США в 1941 г. вместе с М.М. Фокиным поставил балет на музыку С.С. Прокофьева «Русский солдат» с посвящением: «Храбрым русским солдатам Второй мировой войны». Создал либретто балета на музыку «Седьмой (Ленинградской) симфонии» Д.Д. Шостаковича и эскизы декораций к нему.
Работы Добужинского хранятся в ГТГ, ГРМ, ГЭ, ГМИИ, ГЦТМ, СПбГМТиМИ, Бахметевском архиве Колумбийского университета в Нью-Йорке, в частных коллекциях.