Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Делоне Соня (Сара Ильинична Штерн)
(1885—1979)
Живописец, дизайнер, художник театра и кино.
Способности к живописи были замечены у неё ещё в детстве. По совету школьного учителя рисования она в 1903 г. отправилась учиться в Германию, где изучала рисунок у профессора Л. Шмидт-Ройтте в Художественной академии (Карлсруэ). В 1905 г. переехала в Париж, посещала занятия в академии «Ла Палет», где училась у А. Озанфана, А. Сегонзака, Ж.-Л. Буссенго. В 1908 г. в галерее Уде «Notre Dame des Champs» состоялась первая персональная выставка художницы.
В 1910 г. вышла замуж за Р. Делоне. Изучение цвета, основанное на трудах М. Шеврёля, стало главным в творчестве супругов Делоне и вскоре оформилось в направление симультанизма или орфизма.
В 1911 г. художница выполнила свою первую абстрактную композицию — лоскутное одеяло для новорождённого сына Чарлза. В 1911—1914 гг. экспериментирует с техникой аппликации, в которой создаёт предметы интерьера, книжные обложки, проекты рекламных плакатов, «симультанные» платья и жилеты. Среди живописных произведений 1912–1914 гг. — полуабстрактные композиции, основанные на «симультанных» контрастах: «Бал Буяр» (1913), «Электрические призмы» (1914) и др.
В годы Первой мировой войны жила в Испании. После 1917 г. занялась дизайном. Открыла в Мадриде бутик Casa Sonia, где продавались предметы интерьера и аксессуары. В 1918 г. создала по заказу С.П. Дягилева эскизы костюмов к балету «Клеопатра» А.С. Аренского.
В 1921 г. Делоне вернулась в Париж, стиль её работ стал более геометрическим. Работала над интерьерами (книжный магазин «Аu sans pareil») и костюмами к авангардным постановкам. Вошла в круг дадаистов и сюрреалистов. В 1924 г. открыла собственную мастерскую тканевой печати «Atelier simultanée», которая принесла художнице международную известность. Делоне стояла у истоков абстрактной геометрической орнаментации в текстиле и во многом стимулировала её распространение и развитие.
В 1926 г. создала костюмы к фильмам «Маленький парижанин» и «Головокружение». В 1937 г. участвовала во Всемирной выставке в Париже, которая проходила под девизом: «Искусство и техника в современной жизни», создала монументальные панно для павильонов авиационного и железнодорожного транспорта. В 1930—1940-е гг. супруги Делоне становятся членами группы «Абстракция — Созидание», учредителями «Салона Новой реальности». После смерти мужа в 1941 г. художница занялась продвижением его наследия и посвятила себя утверждению симультанизма в истории искусства, организуя многочисленные выставки. Она передала существенную часть наследия и архива в музеи Лувра, в Центр Помпиду и Национальную библиотеку в Париже.