Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Дейнека Александр Александрович
(1899—1969)
Живописец, график, скульптор, педагог.
Родился в г. Курск. В 1915 г. поступил в Харьковское художественное училище. Вернувшись в 1918 г. на родину, работал фотографом в угрозыске, художником в «Окнах РОСТА», оформителем революционных празднеств, спектаклей и агитпоездов. В 1919 был мобилизован; руководил художественной студией при Курском политуправлении РККА.
В 1921 г. в Москве поступил на полиграфический факультет ВХУТЕМАСа. Его педагогами были В.А. Фаворский и И.И. Нивинский. Параллельно сотрудничал как художник-оформитель с рядом журналов, Государственным издательством (ГИЗ), работал в области плаката. С 1932 г. в составе бригады художников-монументалистов участвовал в создании фресок и панно для архитектурных объектов, мозаик московского метро. В 1930 г. оформил в ГосТИМе постановку Вс.Э. Мейерхольда «Баня» по пьесе В.В. Маяковского.
В 1925 г. с группой студентов ВХУТЕМАСа под руководством Д.П. Штеренберга основал «Общество станковистов» (ОСТ), участники которого поставили цель совместить новейшие течения европейского искусства с советской тематикой. Участвовал в работе группы «Октябрь» (1928—1930), Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ, 1931—1932), с 1932 г. вошёл в состав МОССХ.
Важное место в его творчестве занимали темы строительства нового общества, прославления человека как смелого, сильного телом и духом борца, созидателя новой жизни, наполненной героикой труда и борьбы. Художественная манера Дейнеки прошла эволюцию от плакатного лаконизма ранних произведений, созданных под влиянием экспрессионизма («На стройке новых цехов» 1926, «Ткачихи», 1926, «Оборона Петрограда», 1928), до философской обобщённости и романтического лиризма картин 1930-х гг. («Мать», 1932; «Будущие летчики», 1938).
Дейнека привнёс в изобразительное искусство выразительные средства фото и киноискусства: монтаж («На стройке новых цехов»,1926), фиксацию динамичной пластики («Футбол»,1924), эффект негатива («Девочка у окна. Зима», 1931) и «тающей» формы («На балконе», 1931). Особую роль он отводил ракурсу и композиции — часто неожиданной, построенной на неустойчивом равновесии («Колхозница на велосипеде», 1935; «Левый марш», 1941; «Оборона Севастополя», 1942).
Преподавал во ВХУТЕИНе, МПИ, МИИИ. Особенно интенсивно занялся преподавательской деятельностью в послевоенные годы (МИПиДИ, МАРХИ, МГХИ им. В.И.Сурикова).
Автор книг: «Из моей рабочей практики», «Учитесь рисовать» (обе изданы в Москве в 1961).
Его работы постоянно экспонировались на российских и зарубежных выставках. Персональные выставки при жизни Дейнеки состоялись в Москве (1935, 1957, 1966, 1969); Ленинграде (1936, 1957); Курске (1966); Киеве, Риге, Будапеште (1967).
Произведения находятся в собраниях ГТГ, ГРМ, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, ГЛМ, Курской картинной галереи, Института русского реалистического искусства (ИРРИ) и других музеев, в российских и зарубежных частных коллекциях.



РККА. Рабоче-Крестьянская Красная Армия
РОСТА. Российское телеграфное агентство
МОССХ. Московский областной Союз советских художников
ГосТИМ. Государственный театр имени Вс. Мейерхольда
ГТГ. Государственная Третьяковская галерея
ГРМ. Государственный Русский музей
ГЛМ. Государственный литературный музей
ВХУТЕМАС. Высшие художественно-технические мастерские
ВХУТЕИН. Высший художественно-технический институт
МПИ. Московский педагогический институт
МИИИ. Московский институт изобразительных искусств
МИПиДИ. Московский институт прикладного и декоративного искусства
МАРХИ. Московский архитектурный институт
МГХИ. Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова