Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Григорьев Борис Дмитриевич
(1886—1939)
Живописец, график, иллюстратор, литератор, педагог.
В 1903г. поступил в Строгановское художественно-промышленное училище в класс Д.А. Щербиновского, затем учился у А.Е. Архипова. В качестве вольнослушателя посещал петербургскую Академию художеств (до 1913), где занимался у А.А. Киселёва и Д.Н. Кардовского. Однако наряду с академической школой его привлекали открытия, сделанные французскими художниками-импрессионистами. В 1909 г. он стал участником Студии импрессионистов Н.И. Кульбина, которая объединила молодых художников, увлечённых футуризмом. Тогда же дебютировал на организованной Кульбиным выставке «Импрессионисты», сблизился с поэтами-футуристами В.В. Каменским, В.В. Хлебниковым, Д.Д. Бурлюком. Проиллюстрировал «Землянку» Каменского (1910). Пробовал заниматься литературным творчеством, в 1912 г. опубликовал под псевдонимом Борис Гри роман «Юные лучи».
В 1913 г. Григорьев несколько месяцев жил в Париже, посещал академию «Гранд-Шомьер», выполнил цикл работ на темы парижской жизни. Эти рисунки экспонировались на выставках художественного объединения «Мир искусства», членом которого Григорьев состоял.
В 1910—1916 гг. создавал иллюстрации для журналов «Досуги», «Народные присловья», «Сатирикон» и «Новый Сатирикон», «Лукоморье», «Столица и усадьба», «Солнце России» и др. Писал фантазии-гротески в духе позднего «Мира искусства». Известный портретист, в своих работах сочетал неоклассический стиль с кубистическими приёмами формотворчества (портреты Вс.Э. Мейерхольда и М.А. Шерлинга,1916; Н.К. Рериха и Б.М. Кустодиева, 1917; Ф.И. Шаляпина, 1918).
Крупнейшими созданиями Григорьева стали два живописно-графических цикла, позднее опубликованные в виде альбомов с текстами автора и статьями известных литераторов: «Intimite» (Пг. – Берлин, 1918) и «Расея» (Пг., 1918; Берлин, 1921, 1922). В этих сериях образные характеристики создавались с помощью виртуозных линий. Каждый рисунок или картина совмещал в себе реалии жизни и художественный гротеск.
В 1916 г. с А.Е. Яковлевым и С.Ю. Судейкиным расписал внутреннее пространство кабаре «Привал комедиантов», оформил постановку водевиля П.П. Потёмкина и К.Э. Гибшмана «Блек энд уайт».
В 1918 г. был избран в правление Первого профессионального трудового союза художников Петрограда, участвовал в оформлении города к годовщине Октябрьской революции. Преподавал в Первых Свободных государственных художественных мастерских в Москве.
В 1919 г. эмигрировал. Жил и работал в Германии, Франции, Италии. Иллюстрировал книги для русских издательств, сотрудничал с журналами «Русь», «Жизнь», «Русский эмигрант».
В 1930-е гг. участвовал в многочисленных выставках в Европе и США. Циклы работ Григорьева «Лики России» и «В приморских кабачках» изданы отдельными альбомами. В течение нескольких месяцев возглавлял Национальную Академию художеств в Сантьяго (Чили), в Париже преподавал в Русской академии Т.Л. Сухотиной-Толстой. В 1931 г. открыл в своей мастерской в Кань-сюр-Мер Школу рисунка и живописи. Писал стихи, мемуары, статьи об искусстве.
Работы художника хранятся в ГРМ, Колумбийском университете (США) и других музеях и частных коллекциях.