Гончарова Наталия Сергеевна
(1881—1962)
Живописец, театральный художник, книжный иллюстратор.
Принадлежала к старинному дворянскому роду, приходилась двоюродной правнучкой Н.Н. Гончаровой, жене А.С. Пушкина.
Художественное образование получила в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где училась на отделении скульптуры у С.М. Волнухина и П.П. Трубецкого, а также в классе живописи у К.А. Коровина. Раннее художественное творчество связано с импрессионизмом, картины экспонировались на выставках МТХ, «Мира искусства», Осеннего Салона в Париже (1906). Увлекалась также кубизмом, футуризмом и примитивом. Её неопримитивистские работы («Уборка хлеба»,1908; «Рыбная ловля»,1909; «Идолы», 1908—1909) принесли молодой художнице известность.
Ещё в училище познакомилась с М.Ф. Ларионовым, вскоре стала его женой. С тех пор имена Ларионова и Гончаровой в истории русского искусства воспринимаются в едином контексте. Так, в 1911—1912 гг. она увлеклась приёмами лучизма, которые разработал Ларионов. Работы Гончаровой принимали участие во многих авангардных выставках: «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и др. В 1913 г. художница создавала иллюстрации к книгам поэтов В.В. Хлебникова, А.Е. Кручёных и др.
Помимо живописи, пробовала себя в декоративно-прикладном искусстве: оформляла скульптурные фризы московских особняков, разрабатывала рисунки обоев.
В 1909 г. художница дебютировала в театре, создав эскизы декораций и костюмов к спектаклю «Свадьба Зобеиды» Г. фон Гофмансталя в частной студии К.Ф. Крахта. В 1913 г. в Москве состоялась первая персональная выставка Гончаровой, после которой С.П. Дягилев заказал художнице оформление спектакля «Золотой петушок» на музыку Н.А. Римского-Корсакова для «Русских сезонов» в Париже. Показанный в 1914 г. спектакль прошел с грандиозным успехом.
В 1915 г. Гончарова вместе с Ларионовым уехала из России во Францию, приняв приглашение Дягилева постоянно работать в «Русских сезонах».
Её лучшими произведениями в дягилевской антрепризе считаются декорации и костюмы к «Свадебке» (1923) и «Жар-птице» (1926) И.Ф. Стравинского.
В 1930—1940-е гг. Гончарова сотрудничала с труппой «Русский балет Монте-Карло». Выполнила эскизы к постановкам: «Болеро» М. Равеля (Париж, 1932), «Сорочинская ярмарка» М.П. Мусоргского (Буэнос-Айрес, 1932), «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова (Каунас, 1932), «Парижская жизнь» Ж. Оффенбаха (Нью-Йорк, 1933), «Золушка» М. Эрлангера (Лондон, 1938) и др.
Художница создавала костюмы для И. Рубинштейн. Принимала участие в организации артистических балов в Париже.
Основная часть работ Гончаровой хранится в ГТГ, некоторые произведения находятся в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина.
Живописец, театральный художник, книжный иллюстратор.
Принадлежала к старинному дворянскому роду, приходилась двоюродной правнучкой Н.Н. Гончаровой, жене А.С. Пушкина.
Художественное образование получила в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где училась на отделении скульптуры у С.М. Волнухина и П.П. Трубецкого, а также в классе живописи у К.А. Коровина. Раннее художественное творчество связано с импрессионизмом, картины экспонировались на выставках МТХ, «Мира искусства», Осеннего Салона в Париже (1906). Увлекалась также кубизмом, футуризмом и примитивом. Её неопримитивистские работы («Уборка хлеба»,1908; «Рыбная ловля»,1909; «Идолы», 1908—1909) принесли молодой художнице известность.
Ещё в училище познакомилась с М.Ф. Ларионовым, вскоре стала его женой. С тех пор имена Ларионова и Гончаровой в истории русского искусства воспринимаются в едином контексте. Так, в 1911—1912 гг. она увлеклась приёмами лучизма, которые разработал Ларионов. Работы Гончаровой принимали участие во многих авангардных выставках: «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и др. В 1913 г. художница создавала иллюстрации к книгам поэтов В.В. Хлебникова, А.Е. Кручёных и др.
Помимо живописи, пробовала себя в декоративно-прикладном искусстве: оформляла скульптурные фризы московских особняков, разрабатывала рисунки обоев.
В 1909 г. художница дебютировала в театре, создав эскизы декораций и костюмов к спектаклю «Свадьба Зобеиды» Г. фон Гофмансталя в частной студии К.Ф. Крахта. В 1913 г. в Москве состоялась первая персональная выставка Гончаровой, после которой С.П. Дягилев заказал художнице оформление спектакля «Золотой петушок» на музыку Н.А. Римского-Корсакова для «Русских сезонов» в Париже. Показанный в 1914 г. спектакль прошел с грандиозным успехом.
В 1915 г. Гончарова вместе с Ларионовым уехала из России во Францию, приняв приглашение Дягилева постоянно работать в «Русских сезонах».
Её лучшими произведениями в дягилевской антрепризе считаются декорации и костюмы к «Свадебке» (1923) и «Жар-птице» (1926) И.Ф. Стравинского.
В 1930—1940-е гг. Гончарова сотрудничала с труппой «Русский балет Монте-Карло». Выполнила эскизы к постановкам: «Болеро» М. Равеля (Париж, 1932), «Сорочинская ярмарка» М.П. Мусоргского (Буэнос-Айрес, 1932), «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова (Каунас, 1932), «Парижская жизнь» Ж. Оффенбаха (Нью-Йорк, 1933), «Золушка» М. Эрлангера (Лондон, 1938) и др.
Художница создавала костюмы для И. Рубинштейн. Принимала участие в организации артистических балов в Париже.
Основная часть работ Гончаровой хранится в ГТГ, некоторые произведения находятся в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина.