Гельцер Анатолий Фёдорович
(21 марта 1852—1918)
Театральный художник.
В 1873 г. окончил Строгановское училище технического рисования в Москве. Работал в Императорских московских театрах; был помощником К.Ф. Вальца в Большом театре. Его наставником в области искусства театральной декорации стал художник П.А. Исаков. Приверженец реалистического направления в декорационном искусстве Гельцер явился продолжателем традиции М.И. Бочарова и М.А. Шишкова. Вместе с тем, он пытался бороться с устаревшими штампами в оформлении спектаклей, которые существовали на императорской сцене. В эскизах декораций и костюмов добивался воссоздания достоверной в историческом и бытовом плане обстановки. С этой целью он совершал поездки по России и европейским странам, где изучал памятники искусства и архитектуры.
С 1888 г. Гельцер работал декоратором в московском Малом театре. Одновременно продолжал оформлять музыкальные спектакли в Большом театре. В оформлении балетных спектаклей являлся сторонником академически-романтического направления. Он стремился наиболее полно использовать все возможности современной ему сцены. Одним из первых стал применять в спектаклях появившееся в 1890-х гг. электрическое освещение. Для создания романтической атмосферы балетного зрелища использовал эффекты транспарантной (просвечивающей) декорации, позволявшей передавать различные состояния природы. Наиболее значительными работами Гельцера, выполненными для Малого театра, признаны декорации к сценам: «У фонтана» («Борис Годунов» А.С. Пушкина, постановка 1880), «Овраг за домом» («Гроза» А.Н. Островского, 1883), «Улица с видом на Волгу» и «Изба» («Воевода» А.Н. Островского, 1886), «Двор замка» и «Парадная зала» («Макбет» У. Шекспира, 1889). Среди работ для Большого театра выделяются декорации к опере «Демон» А.Г. Рубинштейна (1879) и балету «Спящая красавица» П.И. Чайковского (1899). В последнем спектакле особого внимания заслуживает живописная панорама, свидетельствующая о глубине восприятия художником музыкально-драматического произведения и деликатном воплощении живописными средствами музыкальных образов.
В 1880—1890-х гг. Гельцер считался одним из лучших театральных художников России.
Произведения Гельцер представлены в фондах ГЦТМ им. А.А. Бахрушина и др. музеев.
Брат артиста балета Василия Гельцера.(1852—1918)
Театральный художник.
В 1873 г. окончил Строгановское училище технического рисования в Москве. Работал в Императорских московских театрах; был помощником К.Ф. Вальца в Большом театре. Его наставником в области искусства театральной декорации стал художник П.А. Исаков. Приверженец реалистического направления в декорационном искусстве Гельцер явился продолжателем традиции М.И. Бочарова и М.А. Шишкова. Вместе с тем, он пытался бороться с устаревшими штампами в оформлении спектаклей, которые существовали на императорской сцене. В эскизах декораций и костюмов добивался воссоздания достоверной в историческом и бытовом плане обстановки. С этой целью он совершал поездки по России и европейским странам, где изучал памятники искусства и архитектуры.
С 1888 г. Гельцер работал декоратором в московском Малом театре. Одновременно продолжал оформлять музыкальные спектакли в Большом театре. В оформлении балетных спектаклей являлся сторонником академически-романтического направления. Он стремился наиболее полно использовать все возможности современной ему сцены. Одним из первых стал применять в спектаклях появившееся в 1890-х гг. электрическое освещение. Для создания романтической атмосферы балетного зрелища использовал эффекты транспарантной (просвечивающей) декорации, позволявшей передавать различные состояния природы. Наиболее значительными работами Гельцера, выполненными для Малого театра, признаны декорации к сценам: «У фонтана» («Борис Годунов» А.С. Пушкина, постановка 1880), «Овраг за домом» («Гроза» А.Н. Островского, 1883), «Улица с видом на Волгу» и «Изба» («Воевода» А.Н. Островского, 1886), «Двор замка» и «Парадная зала» («Макбет» У. Шекспира, 1889). Среди работ для Большого театра выделяются декорации к опере «Демон» А.Г. Рубинштейна (1879) и балету «Спящая красавица» П.И. Чайковского (1899). В последнем спектакле особого внимания заслуживает живописная панорама, свидетельствующая о глубине восприятия художником музыкально-драматического произведения и деликатном воплощении живописными средствами музыкальных образов.
В 1880—1890-х гг. Гельцер считался одним из лучших театральных художников России.
Произведения Гельцер представлены в фондах ГЦТМ им. А.А. Бахрушина и др. музеев.
Брат артиста балета Василия Гельцера.(1852—1918)
Роды занятий