Гамрекели Ираклий Ильич
(5 мая 1894 — 10 мая 1943)
Грузинский художник. Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1934).
В 1921 г. создал серию акварельных рисунков-иллюстраций к «Саломее» О. Уайльда, после чего был приглашён режиссёром К. Марджанишвили (Марджанов) для постановки «Саломеи» в Тифлисском «Новом театре». В 1922 г. в Тбилисском государственном театре им. Ш. Руставели Марджанишвили поставил в оформлении Гамрекели спектакль «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега, который положил начало обновлению грузинского театра. После этого спектакля Гамрекели был назначен главным художником театра. Стремление к монументальности в синтезе с романтичностью, умение воссоздать национальный колорит, чувство цвета, тонкий вкус, знание техники сцены во многом определили своеобразие театра Руставели. С К. Марджанишвили и С. Ахметели Гамрекели оформил более 50-ти спектаклей: «Гамлет» и «Отелло» У. Шекспира (1925, 1937); «Разлом» Б. Лавренева (1928); «Анзор» и «Арсен» С. Шаншиашвили (1928, 1937); «Тетнульд» Ш. Дадиани (1931); «Разбойники» Ф. Шиллера (1933); «Невеста из афиши» К. Гольдони (1942).
Гамрекели оформил ряд спектаклей в Тбилисском театре оперы и балета им. 3. Палиашвили, создал эмоциональные и красочные декорации к опере «Абесалом и Этери» 3. Палиашвили (в Москве опера была представлена во время декады грузинского искусства в 1937 году), к первому грузинскому балету «Сердце гор» А. Баланчивадзе.
Работал также в театрах Москвы, Ленинграда, Киева, Саратова, Баку.
Работы находятся в СПбГМТиМИ, ГЦТМ и других собраниях.
Грузинский художник. Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1934).
В 1921 г. создал серию акварельных рисунков-иллюстраций к «Саломее» О. Уайльда, после чего был приглашён режиссёром К. Марджанишвили (Марджанов) для постановки «Саломеи» в Тифлисском «Новом театре». В 1922 г. в Тбилисском государственном театре им. Ш. Руставели Марджанишвили поставил в оформлении Гамрекели спектакль «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега, который положил начало обновлению грузинского театра. После этого спектакля Гамрекели был назначен главным художником театра. Стремление к монументальности в синтезе с романтичностью, умение воссоздать национальный колорит, чувство цвета, тонкий вкус, знание техники сцены во многом определили своеобразие театра Руставели. С К. Марджанишвили и С. Ахметели Гамрекели оформил более 50-ти спектаклей: «Гамлет» и «Отелло» У. Шекспира (1925, 1937); «Разлом» Б. Лавренева (1928); «Анзор» и «Арсен» С. Шаншиашвили (1928, 1937); «Тетнульд» Ш. Дадиани (1931); «Разбойники» Ф. Шиллера (1933); «Невеста из афиши» К. Гольдони (1942).
Гамрекели оформил ряд спектаклей в Тбилисском театре оперы и балета им. 3. Палиашвили, создал эмоциональные и красочные декорации к опере «Абесалом и Этери» 3. Палиашвили (в Москве опера была представлена во время декады грузинского искусства в 1937 году), к первому грузинскому балету «Сердце гор» А. Баланчивадзе.
Работал также в театрах Москвы, Ленинграда, Киева, Саратова, Баку.
Работы находятся в СПбГМТиМИ, ГЦТМ и других собраниях.