Врубель Михаил Александрович
(1856–1910)
Живописец, график, скульптор, театральный художник.
Учился у П.П. Чистякова в Санкт-Петербургской Академии художеств, которую окончил в 1884 году.
Врубеля называют представителем русского авангарда рубежа XIX–XX веков. Считается первым в России художником-символистом: образы внешней реальности преображались в его творчестве в мир фантастических символов, порождённых ассоциативным воображением. Художник работал в разных видах изобразительного искусства, занимался архитектурой и театром. Лучше всех творения художника поняли поэты-символисты — А.А. Блок, А. Белый. С объединением «Мир искусства» Врубеля сближало особое отношение к театру, основанное на понимании театрального действа как синтеза искусств.
В ранний период творчества художник создал иллюстрации к «Моцарту и Сальери» А.С. Пушкина («Сальери всыпает яд в бокал Моцарта», 1884 и др.). Увлекался музыкальным театром, полагал, что именно опера является наиболее последовательным и законченным видом искусства, синтезирующим музыку, слово, пластику, костюм, декорации.
Начало деятельности Врубеля как художника театра связано с именем С.И. Мамонтова. В 1889 году Мамонтов заказал Врубелю декорации для постановки своей пьесы «Царь Саул» в Частной опере в Абрамцеве. Первой полноценной театральной работой художника является оформление спектакля «Гензель и Гретель» Э. Гумпердинка (Частная русская опера, 1896).
Для оперы Мамонтова он оформил также спектакли на музыку Н.А. Римского-Корсакова: «Садко» (1897), «Царская невеста» (1899), «Сказка о царе Салтане» (1900). Музыка этого композитора нашла выражение и в живописном творчестве Врубеля: под влиянием «Садко» создана «Морская царевна», а под впечатлением «Сказки о царе Салтане» — «Царевна-Лебедь». Врубель работал над эскизами костюмов к опере А.Н. Серова «Рогнеда» (1896), к операм П.И. Чайковского («Чародейка», 1900 и «Пиковая дама», 1901), поставленным Товариществом артистов Русской частной оперы. «Пиковая дама» стала последней театральной работой художника.
В 1900 году за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» Врубель удостоился золотой медали Всемирной выставки в Париже.
Наследие художника хранится в ГТГ, ГРМ, ГЦТМ, СПбГМТиМИ, Музее русского искусства в Киеве, других музеях и частных собраниях.
Живописец, график, скульптор, театральный художник.
Учился у П.П. Чистякова в Санкт-Петербургской Академии художеств, которую окончил в 1884 году.
Врубеля называют представителем русского авангарда рубежа XIX–XX веков. Считается первым в России художником-символистом: образы внешней реальности преображались в его творчестве в мир фантастических символов, порождённых ассоциативным воображением. Художник работал в разных видах изобразительного искусства, занимался архитектурой и театром. Лучше всех творения художника поняли поэты-символисты — А.А. Блок, А. Белый. С объединением «Мир искусства» Врубеля сближало особое отношение к театру, основанное на понимании театрального действа как синтеза искусств.
В ранний период творчества художник создал иллюстрации к «Моцарту и Сальери» А.С. Пушкина («Сальери всыпает яд в бокал Моцарта», 1884 и др.). Увлекался музыкальным театром, полагал, что именно опера является наиболее последовательным и законченным видом искусства, синтезирующим музыку, слово, пластику, костюм, декорации.
Начало деятельности Врубеля как художника театра связано с именем С.И. Мамонтова. В 1889 году Мамонтов заказал Врубелю декорации для постановки своей пьесы «Царь Саул» в Частной опере в Абрамцеве. Первой полноценной театральной работой художника является оформление спектакля «Гензель и Гретель» Э. Гумпердинка (Частная русская опера, 1896).
Для оперы Мамонтова он оформил также спектакли на музыку Н.А. Римского-Корсакова: «Садко» (1897), «Царская невеста» (1899), «Сказка о царе Салтане» (1900). Музыка этого композитора нашла выражение и в живописном творчестве Врубеля: под влиянием «Садко» создана «Морская царевна», а под впечатлением «Сказки о царе Салтане» — «Царевна-Лебедь». Врубель работал над эскизами костюмов к опере А.Н. Серова «Рогнеда» (1896), к операм П.И. Чайковского («Чародейка», 1900 и «Пиковая дама», 1901), поставленным Товариществом артистов Русской частной оперы. «Пиковая дама» стала последней театральной работой художника.
В 1900 году за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» Врубель удостоился золотой медали Всемирной выставки в Париже.
Наследие художника хранится в ГТГ, ГРМ, ГЦТМ, СПбГМТиМИ, Музее русского искусства в Киеве, других музеях и частных собраниях.