Васнецов Виктор Михайлович
(1848—1926)
Живописец, театральный художник, один из основоположников национально-романтического варианта русского модерна.
По семейной традиции, в 10-летнем возрасте Васнецов поступил в Вятское духовное училище. В 1862 г. — в Вятскую духовную семинарию, где изучал древнерусскую литературу, а также учился копировать с литографий у владельца иконописной мастерской Н.А. Чернышева. Однако семинарии не окончил, уехал в Петербург, где в 1868 г. поступил в Академию художеств. В это время он познакомился И.Н. Крамским, а через него — с И.Е. Репиным. Увлекся идеями «передвижников», впоследствии стал членом Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Писал в это время в основном жанровые картины.
Дебютировал как художник на 3-й выставке ТПХВ в 1874 г. с полотном «Чаепитие в трактире» («За чаем»). Прервав учёбу в Академии Васнецов 1876 г. уехал за границу и более года жил в Париже, где общался с находившимися там в пенсионерской командировке И.Е. Репиным и В.Д. Поленовым.
По возвращении в Россию переезжает в Москву, сближается с С.И. Мамонтовым и П.П. Третьяковым, становится активным членом Абрамцевского художественного кружка. В Абрамцеве Васнецов спроектировал для имения церковь Спаса Нерукотворного, увлекся русским фольклором. Художника занимали поиски национально-исторической самобытности в искусстве. Его роль в сложении особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна является одной из первостепенных. Васнецов избрал для своих картин национально-историческую тему, при этом ему удалось преобразовать русский исторический жанр, синтезировав средневековые мотивы с поэтической атмосферой сказки и легенды.
Произошедшие в творческом сознании художника перемены отразились в показанном в 1880 г. на 8-й передвижной выставке полотне «После побоища Игоря Святославича с половцами», написанном по мотивам «Слова о полку Игореве». Картину приняли неоднозначно. Однако отзывы известных художников (И.Н. Крамской, П.П. Чистяков, И.Е. Репин) были крайне благоприятными.
В 1885 г. Васнецов принимал участие в постановке оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» по сказке А.Н. Островского в московской Частной опере С.И. Мамонтова. В эскизах декораций и костюмов художник наполнил сказочную страну приметами деревенской жизни, соединив языческую древность с современным народным творчеством.
Следующий этап жизни и творчества Васнецова связан с его деятельностью по оформлению Владимирского собора в Киеве, которой он отдал более десяти лет (1885—1896). Эта работа принесла ему славу одного из лучших русских иконописцев, появились многочисленные церковные заказы и подражатели.
Популярность художника особенно выросла после триумфальной персональной выставки 1899 г., на которой была представлена его картина «Богатыри». В 1893 г. Васнецов получил звание действительного академика живописи, годом ранее — профессора Академии. От последнего звания он отказался в 1905 г. в знак протеста против увлечения студентов академии политикой. Верующий человек, государственник, В. Васнецов с годами заметно «правел», и это была вполне выстраданная и мотивированная позиция. Его «сказочные» картины той поры обрели ещё один содержательный уровень, его можно назвать символическим. Во время Первой мировой войны художник активно работал в журналах, выпускающихся для армии.
Революции Васнецов не принял. Последняя работа художника — портрет М.В. Нестерова — осталась неоконченной.
Работы Васнецова хранятся в ГТГ, ГРМ, ГЦТМ, других музейных собраниях и частных коллекциях
Живописец, театральный художник, один из основоположников национально-романтического варианта русского модерна.
По семейной традиции, в 10-летнем возрасте Васнецов поступил в Вятское духовное училище. В 1862 г. — в Вятскую духовную семинарию, где изучал древнерусскую литературу, а также учился копировать с литографий у владельца иконописной мастерской Н.А. Чернышева. Однако семинарии не окончил, уехал в Петербург, где в 1868 г. поступил в Академию художеств. В это время он познакомился И.Н. Крамским, а через него — с И.Е. Репиным. Увлекся идеями «передвижников», впоследствии стал членом Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Писал в это время в основном жанровые картины.
Дебютировал как художник на 3-й выставке ТПХВ в 1874 г. с полотном «Чаепитие в трактире» («За чаем»). Прервав учёбу в Академии Васнецов 1876 г. уехал за границу и более года жил в Париже, где общался с находившимися там в пенсионерской командировке И.Е. Репиным и В.Д. Поленовым.
По возвращении в Россию переезжает в Москву, сближается с С.И. Мамонтовым и П.П. Третьяковым, становится активным членом Абрамцевского художественного кружка. В Абрамцеве Васнецов спроектировал для имения церковь Спаса Нерукотворного, увлекся русским фольклором. Художника занимали поиски национально-исторической самобытности в искусстве. Его роль в сложении особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна является одной из первостепенных. Васнецов избрал для своих картин национально-историческую тему, при этом ему удалось преобразовать русский исторический жанр, синтезировав средневековые мотивы с поэтической атмосферой сказки и легенды.
Произошедшие в творческом сознании художника перемены отразились в показанном в 1880 г. на 8-й передвижной выставке полотне «После побоища Игоря Святославича с половцами», написанном по мотивам «Слова о полку Игореве». Картину приняли неоднозначно. Однако отзывы известных художников (И.Н. Крамской, П.П. Чистяков, И.Е. Репин) были крайне благоприятными.
В 1885 г. Васнецов принимал участие в постановке оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» по сказке А.Н. Островского в московской Частной опере С.И. Мамонтова. В эскизах декораций и костюмов художник наполнил сказочную страну приметами деревенской жизни, соединив языческую древность с современным народным творчеством.
Следующий этап жизни и творчества Васнецова связан с его деятельностью по оформлению Владимирского собора в Киеве, которой он отдал более десяти лет (1885—1896). Эта работа принесла ему славу одного из лучших русских иконописцев, появились многочисленные церковные заказы и подражатели.
Популярность художника особенно выросла после триумфальной персональной выставки 1899 г., на которой была представлена его картина «Богатыри». В 1893 г. Васнецов получил звание действительного академика живописи, годом ранее — профессора Академии. От последнего звания он отказался в 1905 г. в знак протеста против увлечения студентов академии политикой. Верующий человек, государственник, В. Васнецов с годами заметно «правел», и это была вполне выстраданная и мотивированная позиция. Его «сказочные» картины той поры обрели ещё один содержательный уровень, его можно назвать символическим. Во время Первой мировой войны художник активно работал в журналах, выпускающихся для армии.
Революции Васнецов не принял. Последняя работа художника — портрет М.В. Нестерова — осталась неоконченной.
Работы Васнецова хранятся в ГТГ, ГРМ, ГЦТМ, других музейных собраниях и частных коллекциях