Васнецов Аполлинарий Михайлович
(1856—1933)
Живописец и график, театральный художник, педагог
Рано остался без родителей, в художественном образовании следовал советам старшего брата Виктора Васнецова. Первые уроки получил в Вятке у Э. Андриолли, ссыльного художника. По окончании Вятского духовного училища переехал в Петербург для подготовки к поступлению в Академию художеств. Познакомился с И.Е. Репиным, М.М. Антокольским и др. художниками, занялся изучением литературы, истории, археологии. Увлечение народничеством приостановило его учебу. Некоторое время работал народным учителем в Орловской губернии, однако вскоре наступило понимание утопизма народнических идей и разочарование.
С переездом к брату в Москву окончательно определился дальнейший путь А. Васнецова в искусстве. В этот период большое влияние на формирование А. Васнецова как художника оказало общение с членами т.н. абрамцевского кружка и друзьями брата по искусству, в частности с Репиным, Поленовым, Суриковым. В Абрамцеве он пишет серию пейзажных этюдов, с 1883 начинает показывать произведения на выставках Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Пейзаж «Серый денек» (1883) приобретает П.М. Третьяков. В 1888 А. Васнецов вступает в ТПХВ.
В 1880-х — 1890-х гг. Васнецов много путешествует по Северу и Уралу, выезжает на Кавказ. В пейзажах стремится к передачи стихийной мощи природы. Его пейзажи («Кама» и др.) оказали влияние на развитие эпического пейзажа в русской живописи. За картину «Элегия» (1893) он получает большую серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже.
После поездки за границу (1898) наступает расцвет таланта художника. В 1903 А. Васнецов избирается действительным членом Академии художеств. С 1901 г. возглавляет пейзажный класс МУЖВЗ после смерти И.И. Левитана.
На рубеже XIX — XX вв. в его творческой деятельности формируется особое направление, связанное с историей Древней Руси и старой Москвы. Первая работа, подтолкнувшая художника к глубокому изучению древностей, — рисунок к «Песне о купце Калашникове» для юбилейного издания М.Ю. Лермонтова. Следующим шагом в этом направлении стала работа над эскизами декораций к опере М.П. Мусоргского «Хованщина» (1897). Обращением к историческим архитектурным пейзажам Москвы художник открыл новую страницу в истории русской живописи. В многочисленных архитектурных видах древней столицы сочетал археологическую точность с большой поэтичностью («Улица в Китай-городе. Начало XVII века, 1900; «Красная площадь во 2-й половине XVII века, 1925 и др.).
Важным для творчества А.М. Васнецова этого времени явилось его увлечение театром. После «Хованщины» он оформил оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко» (1900), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1906—1907), «Царская невеста» (1905), «Опричник» П.И. Чайковского (1911) и др. Спектакли в оформлении А. Васнецова шли в Москве и Петербурге на сценах Большого и Мариинского театров, в Частной опере С.И. Зимина. Его декорации, написанные со знанием истории быта и архитектуры, стали принципиально новым выражением музыкальной драматургии средствами изобразительного искусства.
В свою очередь, работа в театре оказала влияние на дальнейшее станковое творчество художника, привнеся в его картины эпичность и свободу письма, яркую цветность, объёмность и чувство пространства. В 1903—1917 гг. каждое лето он проводил под Клином в имении В.И. Танеева (брата композитора), где им написано большое количество картин-этюдов в свободной манере, наполненных чувством оптимизма и жизнерадостности («В тени лип», «Царский пруд» и др.). В это время художник выставляется на выставках обществ «36 художников» и «Союз русских художников», немногим ранее — «Мира искусства». На упрёки в «измене» идеалам передвижничества отвечал, что изменение групповых пристрастий всего лишь логичное следование развитию искусства XX в.
А. Васнецов принадлежал к плеяде мастеров, принявших Октябрьскую революцию и посвятивших свои силы и знания становлению молодой советской культуры. Состоял членом различных творческих комиссий, продолжил свою деятельность и как учёный-археолог. С 1918 по 1929 был председателем, а затем почётным председателем Комиссии по изучению старой Москвы. Его поздние пейзажи («Облака и золотые купола. Бывший Симонов монастырь», «Церковь Вознесения», «Ворота в башне Часозвона» и мн. другие), совершенные по манере письма, тяготеют к лирическому началу. Встречаются произведения философско-романтического характера («Шум старого парка», 1926).
Произведения художника хранятся в ГТГ, ГРМ, в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, в музее Большого театра, во многих крупных музейных и частных собраниях страны и за рубежом. В Москве открыт мемориальный музей-квартира А.М. Васнецова (отдел ГТГ).
Живописец и график, театральный художник, педагог
Рано остался без родителей, в художественном образовании следовал советам старшего брата Виктора Васнецова. Первые уроки получил в Вятке у Э. Андриолли, ссыльного художника. По окончании Вятского духовного училища переехал в Петербург для подготовки к поступлению в Академию художеств. Познакомился с И.Е. Репиным, М.М. Антокольским и др. художниками, занялся изучением литературы, истории, археологии. Увлечение народничеством приостановило его учебу. Некоторое время работал народным учителем в Орловской губернии, однако вскоре наступило понимание утопизма народнических идей и разочарование.
С переездом к брату в Москву окончательно определился дальнейший путь А. Васнецова в искусстве. В этот период большое влияние на формирование А. Васнецова как художника оказало общение с членами т.н. абрамцевского кружка и друзьями брата по искусству, в частности с Репиным, Поленовым, Суриковым. В Абрамцеве он пишет серию пейзажных этюдов, с 1883 начинает показывать произведения на выставках Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Пейзаж «Серый денек» (1883) приобретает П.М. Третьяков. В 1888 А. Васнецов вступает в ТПХВ.
В 1880-х — 1890-х гг. Васнецов много путешествует по Северу и Уралу, выезжает на Кавказ. В пейзажах стремится к передачи стихийной мощи природы. Его пейзажи («Кама» и др.) оказали влияние на развитие эпического пейзажа в русской живописи. За картину «Элегия» (1893) он получает большую серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже.
После поездки за границу (1898) наступает расцвет таланта художника. В 1903 А. Васнецов избирается действительным членом Академии художеств. С 1901 г. возглавляет пейзажный класс МУЖВЗ после смерти И.И. Левитана.
На рубеже XIX — XX вв. в его творческой деятельности формируется особое направление, связанное с историей Древней Руси и старой Москвы. Первая работа, подтолкнувшая художника к глубокому изучению древностей, — рисунок к «Песне о купце Калашникове» для юбилейного издания М.Ю. Лермонтова. Следующим шагом в этом направлении стала работа над эскизами декораций к опере М.П. Мусоргского «Хованщина» (1897). Обращением к историческим архитектурным пейзажам Москвы художник открыл новую страницу в истории русской живописи. В многочисленных архитектурных видах древней столицы сочетал археологическую точность с большой поэтичностью («Улица в Китай-городе. Начало XVII века, 1900; «Красная площадь во 2-й половине XVII века, 1925 и др.).
Важным для творчества А.М. Васнецова этого времени явилось его увлечение театром. После «Хованщины» он оформил оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко» (1900), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1906—1907), «Царская невеста» (1905), «Опричник» П.И. Чайковского (1911) и др. Спектакли в оформлении А. Васнецова шли в Москве и Петербурге на сценах Большого и Мариинского театров, в Частной опере С.И. Зимина. Его декорации, написанные со знанием истории быта и архитектуры, стали принципиально новым выражением музыкальной драматургии средствами изобразительного искусства.
В свою очередь, работа в театре оказала влияние на дальнейшее станковое творчество художника, привнеся в его картины эпичность и свободу письма, яркую цветность, объёмность и чувство пространства. В 1903—1917 гг. каждое лето он проводил под Клином в имении В.И. Танеева (брата композитора), где им написано большое количество картин-этюдов в свободной манере, наполненных чувством оптимизма и жизнерадостности («В тени лип», «Царский пруд» и др.). В это время художник выставляется на выставках обществ «36 художников» и «Союз русских художников», немногим ранее — «Мира искусства». На упрёки в «измене» идеалам передвижничества отвечал, что изменение групповых пристрастий всего лишь логичное следование развитию искусства XX в.
А. Васнецов принадлежал к плеяде мастеров, принявших Октябрьскую революцию и посвятивших свои силы и знания становлению молодой советской культуры. Состоял членом различных творческих комиссий, продолжил свою деятельность и как учёный-археолог. С 1918 по 1929 был председателем, а затем почётным председателем Комиссии по изучению старой Москвы. Его поздние пейзажи («Облака и золотые купола. Бывший Симонов монастырь», «Церковь Вознесения», «Ворота в башне Часозвона» и мн. другие), совершенные по манере письма, тяготеют к лирическому началу. Встречаются произведения философско-романтического характера («Шум старого парка», 1926).
Произведения художника хранятся в ГТГ, ГРМ, в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, в музее Большого театра, во многих крупных музейных и частных собраниях страны и за рубежом. В Москве открыт мемориальный музей-квартира А.М. Васнецова (отдел ГТГ).