Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Вальц Карл Федорович
(1846—1929)
Театральный декоратор, заслуженный артист Республики (1922). Сотрудничал с московскими театрами конца XIX — начала XX веков, оформлял постановки «Русских сезонов» и Московской консерватории. Также участвовал в оборудовании сцен в театрах Тифлиса, Одессы, Варшавы.

Родился в Петербурге в семье обрусевшего остзейского немца Ф.К. Вальца, служившего машинистом сцены Большого (Каменного) театра в Петербурге. В 1854 г. отец был переведён в Москву для оборудования сцены Большого театра, восстанавливаемого после пожара 1853 г. Мальчик проявлял большой интерес к работе отца, и тот решил дать сыну соответствующее образование. В 1855 г. восьмилетний К. Вальц был отправлен отцом за границу «в ученье». Он занимался в Дрездене в общеобразовательном пансионе и одновременно получал специальные знания у профессора театрально-декорационной живописи Королевского оперного театра О. Рама. В 1857 г. переехал в Берлин на стажировку к профессору Берлинского королевского театра К. Гроппиусу. Вернувшись в Москву, стал помогать отцу. «Сложный механизм сцены пленял моё юношеское воображение и живо интересовал. Я пытливо расспрашивал отца, — вспоминал позднее Вальц,— о всех мельчайших подробностях машинно-декорационной части и всегда получал серьёзные и исчерпывающие объяснения». В 15 лет он уже работал в качестве художника-декоратора Большого театра, а с 1869 г. занял место отца и стал механиком-машинистом этой сцены.
Оформлял народные гуляния, устраивал иллюминации и фейерверки в Москве по случаю коронации Александра III, а затем Николая II. Сопровождал балетную антрепризу С.П. Дягилева во время «Русских сезонов» в Париже. Феерическая постановка спектакля «Павильон Армиды», в подготовке которой он принимал непосредственное участие, произвела сильное впечатление на парижскую публику. Принадлежал к последней плеяде механиков и декораторов, мастеров феерических постановок. Собрал уникальную коллекцию, раскрывавшую секреты «театральной машинерии». Она состояла из чертежей, рисунков, эскизов декораций, моделей, макетов. Бывая ежегодно в Западной Европе, собирал там всё то, что могло пригодиться в профессиональной деятельности. Привозил в Москву и макеты, и чертежи, книги, посвящённые искусству театра и механике сцены. Эта коллекция, включавшая также и авторские произведения Вальца, после его смерти поступила в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина.