Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Бобышев Михаил Павлович
(1885–1964)
Живописец, график, театральный художник, иллюстратор, педагог.
В 1900–1907 гг. учился в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица в Петербурге у Г.И. Котова, В.Е. Савинского, М.А. Чижова. Получил право трёхгодичной стажировки за границей, где посещал частные академии Коларосси и Гран-Сомьер (Париж). Вернувшись в Петербург, иллюстрировал журналы «Солнце России», «Лукоморье».
Испытал влияние художников «Мира искусства», с творчеством которых познакомился в Париже во время «Русских сезонов» С.П. Дягилева. Репродукции его живописных работ печатались в журналах «Аполлон» и «Золотое руно», ориентировавшихся на «Мир искусства».
В 1911 г. обратился к театру. Работал в театрах малых форм («Кривое зеркало», Троицкий театр миниатюр). В 1918–1920 гг. заведовал декорационной частью Государственного театра драмы (б. Александринский). Увлёкся конструктивизмом. Оформленная по эскизам Бобышова оперетта М. Краусса «Клоун» (Государственный академический Малый оперный театр, 1927) подверглась критике в связи с состоявшимся в том же году совещанием ЦК ВКП (б) по вопросам театра при Агитпропе. Художнику пришлось вернуться на путь реалистического искусства, что принесло ему успех и признание властей.
В 1942–1943 гг. работал над декорациями к спектаклю по пьесе А.Я. Каплера «Партизаны» в Калининском драматическом театре. Оформлял также спектакли для Ленинградского театра комедии, Оперного театра имени К.С. Станиславского, Малого театра, театров Украины и Болгарии. Триумфом художника стало оформление балета Р.М. Глиэра «Медный всадник» в Большом театре Союза ССР (1949), а затем и в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова.
Созданные Бобышовым декорации и костюмы отличались тонким проникновением в стиль воссоздаваемой эпохи, орнаментальной графичностью общего решения («Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова в Малом петроградском академическом театре, 1923; «Риголетто» Дж. Верди в Оперном театре им. К.С. Станиславского в Москве, 1939; «Корсар» А. Адана в Киевском театре оперы и балета, 1956).
Преподавал в 1-м Техническом училище (1911–1918), Ленинградском художественно-промышленном техникуме (1924–1928), во ВХУТЕИНе и Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры при Всероссийской Академии художеств, в Московском художественном институте (1943–1947).
Его произведения находятся в ГРМ, ГТГ, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, во многих музеях и частных собраниях в России, Франции, Украине, Германии и др. стран.