Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Бехтеев Владимир Георгиевич
(1878—1971)
Художник, скульптор, книжный иллюстратор.
После окончания Николаевского кавалерийского училища в Петербурге, служил в Митавском кавалерийском полку (1897—1900). Несмотря на перспективную карьеру военного, в 1901 г. вышел в отставку и поселился в Петербурге, где посещал в качестве вольнослушателя Академию Художеств и учился в частной студии Я.Ф. Ционглинского. Художественное образование продолжил за рубежом: в Мюнхене занимался в студии Г. Книрра (1902—1905), в Париже — у Ф. Кормона (1906). В Мюнхене Бехтеев прожил до 1914 г. и стал заметной персоной в русской художественной колонии. В круг его знакомств входили А.А. Зальцман, немецкий живописец А. Эрбслё,
А.Г. Явленский, В.В. Кандинский, М.В. Верёвкина. В работах Бехтеева этого периода пересекаются традиции постимпрессионизма, позднего символизма, фовизма с веяниями экспрессионизма и кубизма. Бехтеев был членом «Нового мюнхенского художественного объединения», участвовал в его выставках (1909, 1910), а также впоследствии в выставке «Синего всадника» — объединения, основанного в 1911 г. В.В. Кандинским и Ф. Марком с целью освобождения от устаревших традиций академической живописи. В 1910 г. Бехтеев отправил в Москву на первую выставку художественного объединения «Бубновый валет» свою картину «Бой амазонок». Работы Бехтеева мюнхенского периода хранятся в немецких музеях: «Порт де Франс. Тунис» (1906) в Ленбаххаузе (Мюнхен), «Обнажённый рыцарь с дамой в пейзаже» в Кунстхалле (Гамбург), бронзовая скульптура «Шагающая женщина» (1912) в Музее Фолькванг (Эссен).
С началом Первой мировой войны Бехтеев возвращается в Россию и служит в Запасном полку в Борисоглебске. Демобилизовался в 1917 г. После революции 1917 г. работал в Отделе по делам музеев и охраны памятников искусства Наркомпроса в Москве. В 1921 г. стал главным художником Первого государственного цирка. Среди работ этого периода — эскизы костюмов цирковых артистов (клоунов и др.), зарисовки цирковых номеров с лошадьми, демонстрирующие его дар анималиста, а также цирковые афиши и плакаты.
С начала 1920-х гг. Бехтеев работает в технике акварели. Он пишет пейзажи, иллюстрирует книги. Избежав резких перемен в творчестве и по сути чуждый принципам социалистического реализма, Бехтеев сохранил редкостную цельность. Его работы мюнхенских лет и московские акварели образуют несомненное единство. Тем не менее, в 1930-е гг. художник создает станковые графические произведения в духе соцреализма, осваивает производственные сюжеты, бытовые сцены. По следам командировок на Кавказ, на Военно-Грузинскую дорогу он пишет множество пейзажей.
Его графический дар проявился в иллюстрировании книг («Финикийский корабль» и «Огни на курганах» В. Яна, «Роман леди Байрон» Э. Мейн, «Девица Мопен» Т. Готье, японских сказок и др.).
С 1939 по 1945 гг. художник провел в Казахстане, где создал серию акварельных пейзажей, жанровых сцен и портретов («Дом медника», «Зима в Чимкенте», «Возвращение с работы» и пр.).
В 1955 г. в московском Доме художников была организована первая персональная выставка работ Бехтеева. Подобные выставки состоялись и в 1960-е гг. в Ленинграде, Киеве и Москве. Особенно знаменательным для художника было участие в выставке «Синий всадник» в мюнхенском Ленбаххауз (1966).
Работы Бехтеева хранятся в ГТГ, ГМИИ (Москва), ГРМ (Санкт-Петербург), ЕМИИ (Екатеринбург) и в частных коллекциях, а также в музеях Берлина, Гамбурга, Щецина, Стокгольма.