Бенуа Александр Николаевич
(1870–1960)
Живописец, театральный художник, историк искусства, художественный критик, книжный и журнальный иллюстратор, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».
Сын профессора архитектуры Н.Л. Бенуа, внук архитектора А.К. Кавоса, по проектам которого строились и реконструировались Мариинский театр в Петербурге и Большой театр в Москве; брат акварелиста А.H. Бенуа и архитектора Л.H. Бенуа.
В 1885–1890 годах учился в так называемой «Майской гимназии» (Школа Карла Мая) в Петербурге вместе с Д.В. Философовым, К.А. Сомовым и В.Ф. Нувелем. Вскоре в творческую компанию вошли С.П. Дягилев, художник Л.С. Бакст и музыковед А.П. Нурок. Из этого кружка сформировались редакция художественного журнала «Мир искусства» (1898–1904) и ядро будущего одноимённого общества.
Ещё в гимназический период в течение нескольких месяцев посещал вечерние классы Академии художеств, но полноценного художественного образования не получил. Историей искусства и живописью он занимался самостоятельно и даже написал главу о русском искусстве для третьего тома «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера (1894). В 1894 году окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1895–1899 годах являлся хранителем собрания княгини M.К. Тенишевой, пожертвованного ею Русскому музею в Петербурге. В 1900 году занимался педагогикой: преподавал историю художественных стилей в Училище барона Штиглица.
В 1897 году, после пребывания во Франции, представил свою первую серьёзную работу — серию акварелей «Последние прогулки Людовика XIV».
Сразу завил о себе как о самобытном художнике и одновременно теоретике изобразительного искусства. Среди его научных трудов: «История русской живописи» (1901–1902), «Русская школа живописи» (1904), «Русский музей императора Александра III» (1906), «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» (1911), «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа» (1910), «История живописи всех времён и народов» (1912–1917, осталась незаконченной). Его перу принадлежит множество статей, посвящённых вопросам живописи, архитектуры, музыки, театра, которые публиковались в сборнике «Художественные сокровища России», журналах «Мир искусства», «Московский еженедельник», «Старые годы», «Золотое руно» и др.
Как художник предпочитал историческую тематику, особенно его привлекали Петербург XVIII — начала XIX веков и Франция периода Людовика XIV. Наиболее известны две «версальские серии» (1897, 1905–1906), картины «Вахтпарад при Павле I» (1907), «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» (1907) и др. Был блестящим стилистом в воссоздании прошлых эпох. С теми же темами связаны его пейзажи, книжная графика: «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1904), иллюстрации к «Пиковой даме» и «Медному всаднику» А.С. Пушкина.
Театральным дебютом Бенуа стало оформление оперы Р. Вагнера «Гибель богов» в Мариинском театре (1902). Через год художник сочинил либретто к балету Н.Н. Черепнина «Павильон Армиды». Для постановки 1907 года в Мариинском театре выполнил эскизы декораций и костюмов. Именно по инициативе Бенуа была создана частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже, став частью знаменитых «Русских сезонов» С.П. Дягилева. Бенуа принял пост директора по художественной части, сам оформил несколько спектаклей, в том числе балет на музыку И.Ф. Стравинского «Петрушка» (1911). Впоследствии художник сотрудничал с МХТ, где не только оформил два спектакля по пьесам Ж.-Б. Мольера «Мнимый больной» и «Брак поневоле» (1913), но и выступил в качестве сорежиссёра с К.С. Станиславским и Вл.И. Немировичем-Данченко.
После революции 1917 года Бенуа занимался охраной памятников искусства и старины. В 1918 году был назначен заведующим Картинной галереей Эрмитажа. Разработал новый план общей экспозиции музея.
В 1926 году эмигрировал во Францию, где продолжил свою театрально-декорационную деятельность. Оформлял спектакли для Гранд-опера и Комеди Франсез в Париже (1924, 1927, 1928–1934), театра «Колон» в Буэнос-Айресе (1932), лондонского Ковент-Гарден (1957), миланского театра «Ла Скала» (1930–1956).
Работы Бенуа хранятся в ГТГ (Москва), ГРМ (Санкт-Петербург), ГЦТМ им. А.А. Бахрушина (Москва), в других российских и зарубежных художественных коллекциях, а также в частных собраниях.
Живописец, театральный художник, историк искусства, художественный критик, книжный и журнальный иллюстратор, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».
Сын профессора архитектуры Н.Л. Бенуа, внук архитектора А.К. Кавоса, по проектам которого строились и реконструировались Мариинский театр в Петербурге и Большой театр в Москве; брат акварелиста А.H. Бенуа и архитектора Л.H. Бенуа.
В 1885–1890 годах учился в так называемой «Майской гимназии» (Школа Карла Мая) в Петербурге вместе с Д.В. Философовым, К.А. Сомовым и В.Ф. Нувелем. Вскоре в творческую компанию вошли С.П. Дягилев, художник Л.С. Бакст и музыковед А.П. Нурок. Из этого кружка сформировались редакция художественного журнала «Мир искусства» (1898–1904) и ядро будущего одноимённого общества.
Ещё в гимназический период в течение нескольких месяцев посещал вечерние классы Академии художеств, но полноценного художественного образования не получил. Историей искусства и живописью он занимался самостоятельно и даже написал главу о русском искусстве для третьего тома «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера (1894). В 1894 году окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1895–1899 годах являлся хранителем собрания княгини M.К. Тенишевой, пожертвованного ею Русскому музею в Петербурге. В 1900 году занимался педагогикой: преподавал историю художественных стилей в Училище барона Штиглица.
В 1897 году, после пребывания во Франции, представил свою первую серьёзную работу — серию акварелей «Последние прогулки Людовика XIV».
Сразу завил о себе как о самобытном художнике и одновременно теоретике изобразительного искусства. Среди его научных трудов: «История русской живописи» (1901–1902), «Русская школа живописи» (1904), «Русский музей императора Александра III» (1906), «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» (1911), «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа» (1910), «История живописи всех времён и народов» (1912–1917, осталась незаконченной). Его перу принадлежит множество статей, посвящённых вопросам живописи, архитектуры, музыки, театра, которые публиковались в сборнике «Художественные сокровища России», журналах «Мир искусства», «Московский еженедельник», «Старые годы», «Золотое руно» и др.
Как художник предпочитал историческую тематику, особенно его привлекали Петербург XVIII — начала XIX веков и Франция периода Людовика XIV. Наиболее известны две «версальские серии» (1897, 1905–1906), картины «Вахтпарад при Павле I» (1907), «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» (1907) и др. Был блестящим стилистом в воссоздании прошлых эпох. С теми же темами связаны его пейзажи, книжная графика: «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1904), иллюстрации к «Пиковой даме» и «Медному всаднику» А.С. Пушкина.
Театральным дебютом Бенуа стало оформление оперы Р. Вагнера «Гибель богов» в Мариинском театре (1902). Через год художник сочинил либретто к балету Н.Н. Черепнина «Павильон Армиды». Для постановки 1907 года в Мариинском театре выполнил эскизы декораций и костюмов. Именно по инициативе Бенуа была создана частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже, став частью знаменитых «Русских сезонов» С.П. Дягилева. Бенуа принял пост директора по художественной части, сам оформил несколько спектаклей, в том числе балет на музыку И.Ф. Стравинского «Петрушка» (1911). Впоследствии художник сотрудничал с МХТ, где не только оформил два спектакля по пьесам Ж.-Б. Мольера «Мнимый больной» и «Брак поневоле» (1913), но и выступил в качестве сорежиссёра с К.С. Станиславским и Вл.И. Немировичем-Данченко.
После революции 1917 года Бенуа занимался охраной памятников искусства и старины. В 1918 году был назначен заведующим Картинной галереей Эрмитажа. Разработал новый план общей экспозиции музея.
В 1926 году эмигрировал во Францию, где продолжил свою театрально-декорационную деятельность. Оформлял спектакли для Гранд-опера и Комеди Франсез в Париже (1924, 1927, 1928–1934), театра «Колон» в Буэнос-Айресе (1932), лондонского Ковент-Гарден (1957), миланского театра «Ла Скала» (1930–1956).
Работы Бенуа хранятся в ГТГ (Москва), ГРМ (Санкт-Петербург), ГЦТМ им. А.А. Бахрушина (Москва), в других российских и зарубежных художественных коллекциях, а также в частных собраниях.
Роды занятий