Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Бакст Лев (Леон) Самойлович
(1866–1924)
(Настоящая фамилия — Розенберг)
Театральный художник, живописец, иллюстратор, график. Родился в Гродно в религиозной еврейской семье. С детства увлекался театром и живописью. В 1883 году поступил вольнослушателем в петербургскую Академию художеств, где учился до 1887 года. Разочаровавшись в академической системе преподавания, покинул академию и стал заниматься живописью самостоятельно, зарабатывая на жизнь книжной и журнальной иллюстрацией. Особый интерес вызывала у него техника акварели.
Впервые представил свои работы на выставке в 1889 году, заменив свою фамилию Розенберг псевдонимом Бакст (сокращённая фамилия бабушки — Бакстер).
В 1893 году едет в Париж, где занимается в студиях различных художников.
В середине 1890-х примкнул к кружку писателей и художников, сформировавшемуся вокруг С.П. Дягилева и А.Н. Бенуа (позднее получившему название «Мир искусства»). В 1898 году совместно с Дягилевым принял участие в основании одноимённого издания и вошёл в состав его редакции наряду с А.Н. Бенуа, К.А. Сомовым, Д.С. Мережковским, 3.Н. Гиппиус и др., возглавив художественный отдел журнала. В оформлении «Мира искусства» и сформировался узнаваемый стиль художника, изысканно-графический, наполненный театральной ирреальностью, с использованием античных мотивов. Бакст работал в самых разных техниках и жанрах. Известность получил как мастер экспрессивного портрета («Портрет В.В. Розанова», 1901, ГТГ; «С.П. Дягилев с няней», 1906, ГРМ), пейзажист, автор живописных панно.
Одна из основных творческих ипостасей Бакста — это театральная сценография. Он создавал эскизы декораций и костюмов для Эрмитажного и Александринского театров Петербурга. В 1911 году стал художественным директором знаменитых Русских сезонов С.П. Дягилева. Ему принадлежит оформление балетов «Клеопатра» («Египетские ночи») А.С. Аренского, 1909; «Жар-птица» И.Ф. Стравинского, 1910; «Дафнис и Хлоя» М. Равеля и др. Благодаря декорационному оформлению Бакста и костюмам Бенуа спектакли становились экзотически-сказочными зрелищами, в них была сконцентрирована образная суть постановки. В эскизах и декорациях органично синтезировались движение, орнамент и яркие краски. Бакст обладал особым даром чувствовать пластику движущегося человеческого тела и умением запечатлевать её в эскизе костюма. В этих эскизах использовался ритмически повторяющийся орнамент, что подчёркивало динамику танца и пластику актёра. Изысканная декоративность и стилизация, графичность и выразительность силуэта соединялись с колористическим многообразием. В своих эскизах Бакст умел воплотить гармонию танца, музыки и живописи.
С 1910 года жил в основном в Париже. Он по-прежнему занимался театрально-декорационным искусством, читал лекции по вопросам современного искусства и костюма. В 1920-е годы написал цикл панно на тему сказки Ш. Перро «Спящая красавица» для особняка Д. Ротшильда в Лондоне.
Работы Бакста хранятся в лучших художественных собраниях мира и частных коллекциях, в том числе в ГЦТМ имени А.А. Бахрушина.