Анисфельд Борис Израилевич
(1878–1973)
Театральный художник, живописец, график. В 1900 г. окончил Одесскую рисовальную школу, где преподавали Г.А. Ладыженский и К.К. Костанди. В 1901–1909 гг. учился в петербургской Академии художеств у И.Е. Репина и Д.Н. Кардовского. В это же время рисовал политические карикатуры для сатирических журналов «Адская почта», «Жупел», «Леший», «Сатирикон». Стал известен как талантливый живописец, еще будучи студентом. Был принят в члены художественного объединения «Мир искусства». С.П. Дягилев отобрал двадцать его работ для выставки «Мир искусства». По окончании парижского Осеннего салона (1906), где усилиями Дягилева была устроена выставка русского искусства, оказался в числе семи художников из России, получивших право выставляться раз в год, не проходя отбора жюри.
Живописи был верен на протяжении всей своей жизни. Графикой занимался недолго (1905–1911), входил, в частности, в круг постоянных сотрудников журнала «Золотое руно».
Особенностями художественного метода Анисфельда являются неожиданные цветовые сопоставления, интенсивность и «ирреальная звучность» красок при устойчивом интересе к экзотике, феериям и грёзам. Эти творческие мотивы звучали и в его деятельности в качестве театрального художника, где он, прежде всего, оставался живописцем. Началом театральной карьеры Анисфельда стало оформление спектакля «Свадьба Зобеиды» Г. Гофмансталя, поставленного Вс.Э. Мейерхольдом в петербургском Театре В.Ф. Комиссаржевской (1907). Здесь он впервые применил занавес-полог, занавес-ковёр, который впоследствии не раз использовал в разных вариациях.
С 1909 г. он работал для дягилевских балетов, поначалу исполняя декорации по эскизам Л.С. Бакста, а также ассистируя А.Я. Головину и А.Н. Бенуа. Его первой самостоятельной работой стали декорации и костюмы к балетной сцене «Подводное царство» на музыку из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко» для «Русских сезонов» С.П. Дягилева (1911). В Мариинском театре он оформил балет «Исламей» М.А. Балакирева с хореографией М.М. Фокина (1912). В творческом багаже художника — балеты «Прелюды» Ф. Листа и «Семь дочерей горного короля» А.А. Спендиарова для заграничного турне А.П. Павловой (1912–1913), «Египетские ночи» А.С. Аренского в постановке М.М. Фокина (Берлин, Стокгольм, 1913–14), «Видение розы» на музыку К.М. Вебера и «Сильфиды» на музыку Ф. Шопена (балетмейстер М.М. Фокин, антреприза В.Ф. Нижинского в Лондоне, 1914) и др.
В 1917 г. художник покинул Россию, в 1918 г. обосновался в Нью-Йорке. Его персональная выставка в Бруклинском музее вызвала широкий резонанс в американской прессе и была представлена затем в 20-ти городах США.
В эмиграции он продолжал заниматься театрально-декорационной деятельностью. Оформил немало спектаклей, в том числе «Королеву Фьяметти» К. Леру (1919), «Синюю птицу» М. Метерлинка (1919), «Мефистофеля» А. Вольфа (1920), «Снегурочку» Н.А. Римского-Корсакова (1922), «Короля Лагорского» Ж. Массне (1924) для «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк). Сотрудничал с Лирической оперой в Чикаго, труппой М.М. Мордкина. Впоследствии, несмотря на успешную карьеру театрального художника, оставил этот род деятельности.
В 1929–1957 гг. Анисфельд преподавал в чикагском Институте искусств; в 1934–1965 гг. руководил летней школой живописи в Сентрал-сити (Колорадо).
Продолжал заниматься живописью в различных стилевых направлениях: писал реалистические пейзажи («Приближение бури», 1942), экспрессионистские полотна («Прометей», 1952), гротесковые картины («Контраст», 1941), фантастические композиции («Красная комната», 1947). В 1940–1950-е гг. исполнил цикл картин на библейские темы. Известен также как скульптор.
Работы художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина (Москва), в частных коллекциях.
Театральный художник, живописец, график. В 1900 г. окончил Одесскую рисовальную школу, где преподавали Г.А. Ладыженский и К.К. Костанди. В 1901–1909 гг. учился в петербургской Академии художеств у И.Е. Репина и Д.Н. Кардовского. В это же время рисовал политические карикатуры для сатирических журналов «Адская почта», «Жупел», «Леший», «Сатирикон». Стал известен как талантливый живописец, еще будучи студентом. Был принят в члены художественного объединения «Мир искусства». С.П. Дягилев отобрал двадцать его работ для выставки «Мир искусства». По окончании парижского Осеннего салона (1906), где усилиями Дягилева была устроена выставка русского искусства, оказался в числе семи художников из России, получивших право выставляться раз в год, не проходя отбора жюри.
Живописи был верен на протяжении всей своей жизни. Графикой занимался недолго (1905–1911), входил, в частности, в круг постоянных сотрудников журнала «Золотое руно».
Особенностями художественного метода Анисфельда являются неожиданные цветовые сопоставления, интенсивность и «ирреальная звучность» красок при устойчивом интересе к экзотике, феериям и грёзам. Эти творческие мотивы звучали и в его деятельности в качестве театрального художника, где он, прежде всего, оставался живописцем. Началом театральной карьеры Анисфельда стало оформление спектакля «Свадьба Зобеиды» Г. Гофмансталя, поставленного Вс.Э. Мейерхольдом в петербургском Театре В.Ф. Комиссаржевской (1907). Здесь он впервые применил занавес-полог, занавес-ковёр, который впоследствии не раз использовал в разных вариациях.
С 1909 г. он работал для дягилевских балетов, поначалу исполняя декорации по эскизам Л.С. Бакста, а также ассистируя А.Я. Головину и А.Н. Бенуа. Его первой самостоятельной работой стали декорации и костюмы к балетной сцене «Подводное царство» на музыку из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко» для «Русских сезонов» С.П. Дягилева (1911). В Мариинском театре он оформил балет «Исламей» М.А. Балакирева с хореографией М.М. Фокина (1912). В творческом багаже художника — балеты «Прелюды» Ф. Листа и «Семь дочерей горного короля» А.А. Спендиарова для заграничного турне А.П. Павловой (1912–1913), «Египетские ночи» А.С. Аренского в постановке М.М. Фокина (Берлин, Стокгольм, 1913–14), «Видение розы» на музыку К.М. Вебера и «Сильфиды» на музыку Ф. Шопена (балетмейстер М.М. Фокин, антреприза В.Ф. Нижинского в Лондоне, 1914) и др.
В 1917 г. художник покинул Россию, в 1918 г. обосновался в Нью-Йорке. Его персональная выставка в Бруклинском музее вызвала широкий резонанс в американской прессе и была представлена затем в 20-ти городах США.
В эмиграции он продолжал заниматься театрально-декорационной деятельностью. Оформил немало спектаклей, в том числе «Королеву Фьяметти» К. Леру (1919), «Синюю птицу» М. Метерлинка (1919), «Мефистофеля» А. Вольфа (1920), «Снегурочку» Н.А. Римского-Корсакова (1922), «Короля Лагорского» Ж. Массне (1924) для «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк). Сотрудничал с Лирической оперой в Чикаго, труппой М.М. Мордкина. Впоследствии, несмотря на успешную карьеру театрального художника, оставил этот род деятельности.
В 1929–1957 гг. Анисфельд преподавал в чикагском Институте искусств; в 1934–1965 гг. руководил летней школой живописи в Сентрал-сити (Колорадо).
Продолжал заниматься живописью в различных стилевых направлениях: писал реалистические пейзажи («Приближение бури», 1942), экспрессионистские полотна («Прометей», 1952), гротесковые картины («Контраст», 1941), фантастические композиции («Красная комната», 1947). В 1940–1950-е гг. исполнил цикл картин на библейские темы. Известен также как скульптор.
Работы художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина (Москва), в частных коллекциях.