Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Андреенко-Нечитайло (Андриенко-Нечитайло) Михаил Фёдорович
(1894–1982)
Живописец, график, сценограф; художественный критик, писатель.
В 1912 г. поступил на юридический факультет Петербургского университета и в Рисовальную школу ОПХ, его учителями были известные художники А.А. Рылов, Н.К. Рерих и И.Я. Билибин. В 1914 г. принял участие в Международной выставке книги и графики в Лейпциге, а также в выставке в пользу Лазарета деятелей искусств в Петрограде. В 1916–1917 гг. представил свои первые кубистические полотна на выставках в Художественном бюро Н.Е. Добычиной. Работал декоратором в театре Литературно-художественного общества. В начале 1918 г. вернулся в Херсон, затем переехал в Одессу и несколько месяцев (зима–весна 1919) в сотрудничестве с режиссером К.М. Миклашевским оформлял спектакли Камерного театра: «Близнецы» («Два менехма») Плавта, «Электра» Г. Гофмансталя, «Действо о Теофиле» Рютбефа и др.
В январе 1920 г. нелегально перешел границу с Румынией и несколько месяцев провел в Бухаресте, где выполнил эскизы декораций для балета «Миллионы Арлекина» Р. Дриго (Королевская опера, балетмейстер Б.Г. Романов). Работал главным декоратором Русского камерного театра; оформил спектакли «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого, «Смерть Павла I» Д.С. Мережковского, «Гроза» и «Волки и овцы» А.Н. Островского и др. Создал эскизы декораций к первой постановке оперы П. Хиндемита «Нуш-Нуши» в пражской Немецкой опере (1922).
Занимался оформлением спектаклей труппы Ф.Ф. Комиссаржевского, театра «Одеон» («Преступление и наказание», 1924), театра «Пигаль» и др. По эскизам Н.С Гончаровой выполнил декорации к балету «Жар-птица» И.Ф. Стравинского для Русского балета С.П. Дягилева.
Работал в кино, участвовал в качестве декоратора и художника по костюмам в создании фильмов режиссеров А.А. Волкова «Казанова» (1926), «Шехеразада» (1927) и М. Л`Эрбье «Деньги» (1927).
Принимал участие в выставке 33-х русских художников в кафе «La Rotonde» (1925), Международной театральной выставке в Нью-Йорке (1926) и во Всеукраинской выставке к 10-летию Октября (Харьков–Киев–Одесса, 1927). В 1930-е гг. писал сюрреалистические картины, изображавшие музыкальные инструменты, морские раковины, пни и ветви деревьев в сочетании с фрагментами архитектуры.
После Великой Отечественной войны его работы экспонировались на выставках русских художников, организованных Союзом советских патриотов («В честь Победы», 1945, 1946, 1947) и Комитетом «Франция–СССР» (1945). В 1940–1950-е гг. писал пейзажи квартала Вожирар (цикл «Париж, который исчез»). В 1958 г. вернулся к конструктивистским построениям в живописи, использовал в своих работах «нехудожественные» материалы — песок, глину, проволоку; продолжал писать пейзажи. В 1960–1970-е гг. устраивались персональные выставки художника в парижских галереях: F.Houston-Brown (1964), J. Shalom (1972) и «22» (1974), а также во Флоренции (1964), Риме (1965), Западном Берлине (совместно с А.А. Экстер, 1974), Женеве (1974) и Амстердаме (1976). Принимал участие в групповых выставках: «Первое поколение абстрактного искусства» в Сент-Этьенне (1958), «Русские художники Парижской школы» в Париже (Дом французской мысли, 1961), «Авангард 1910–1930» в Берлине (1967), «The Non-Objective World» в Лондоне, Париже и Милане (1971), «Русский взгляд» в Гейдельберге (1974), «Снова русские» в Париже (1975), «Сценография и русский авангард» в Вашингтоне (1976–1978) и др.
Работы художника представлены в самых престижных музейных центрах мира: СПбГМТиМИ, Музее современного искусства (Париж), Музее Виктории и Альберта (Лондон), музее Метрополитен (Нью-Йорк), Национальной библиотеке (Вена).
Другие имена, псевдонимы
Наст. фам. Нечитайло-Андриенко