Айзенберг Нина Евсеевна
(1902–1974)
Российский театральный художник, живописец, график, сценограф.
Художественное образование получила в студии Ф.И. Рерберга (1914), затем в Свободных художественных мастерских и ВХУТЕМАСе (1918–1924) у художников И.И. Машкова и А.А. Осмёркина. В 1924 году начала работать в агитационном эстрадно-театральном коллективе «Синяя блуза», став одной из ведущих художниц «Живой газеты». С 1925 года принимала участие в выставках. Оформила такие постановки, как «КИМ» (1925), «Раздвоение личности» (1925), «Метрополитен» (1926), пародия на оперу «Кармен» (1927), «Стрелковые частушки» (1927), «Радио-Октябрь» В.В. Маяковского и О.М. Брика, «Королева ошиблась» М.Д. Вольпина (1927), «Октябрята» и др. Участвовала в создании советской афиши и плаката. Член МАХД (1928–1930), творческого объединения «Октябрь» (1930–1932).
В 1930-е годы занималась театрально-художественным творчеством: создавала эскизы декораций и костюмов к спектаклям «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера (Малый театр, 1930), «Зелёный остров» Ш. Лекока (Ленинградский театр музыкальной комедии, 1932), «Чай» Н.А. Равича (Московский рабочий театр, 1933), «Недоросль» Д.И. Фонвизина (Горьковский колхозный театр — филиал театра имени Е.Б. Вахтангова, 1936); «Благочестивая Марта» Т. де Молина, «Любовь Яровая» К.А. Тренёва и «Ночь ошибок» О. Голдсмита (Московский областной театр имени А.Н. Островского, 1939).
В 1935 году в Московском театре Наркомздрава оформила спектакль «Люди в белых халатах» С. Кингсли. В этом спектакле впервые применила изобретённую ею конструкцию, которую в годы Великой Отечественной войны фронтовые театры и концертные коллективы использовали для установки декораций.
Участвовала в оформлении улиц и площадей к революционным праздникам (1930–1933), оформлении физкультурных парадов (1938–1941).
В 1940–1960 годах работала в качестве художника-постановщика в театрах: МОГТЮЗ, МО «Театр драмы и комедии», цыганском театре «Ромэн», Театре имени Моссовета, Центральном театре Советской Армии, Малом театре, а также в Белорусском драматическом театре имени Я. Коласа в Витебске. В 1955–1956 годах обратилась к мультипликации («Сказка о попе и о работнике его Балде», киностудия «Союзмультфильм», 1957). В последние годы много занималась станковой графикой.
Принимала участие в выставках: «Итоги театрального сезона Москвы 1928–1929 гг.», «Художники советского театра за 17 лет (1917–1934)», «Художники советского театра (1917–1935)» и др. В 1964 году в Москве прошла персональная выставка работ художницы.
Произведения художницы находятся во многих музейных и частных собраниях, в частности в ГЦТМ имени А.А. Бахрушина, РГАЛИ, коллекции театрально-декорационного искусства Н.И. Лобанова-Ростовского в СПбГМТиМИ.
Российский театральный художник, живописец, график, сценограф.
Художественное образование получила в студии Ф.И. Рерберга (1914), затем в Свободных художественных мастерских и ВХУТЕМАСе (1918–1924) у художников И.И. Машкова и А.А. Осмёркина. В 1924 году начала работать в агитационном эстрадно-театральном коллективе «Синяя блуза», став одной из ведущих художниц «Живой газеты». С 1925 года принимала участие в выставках. Оформила такие постановки, как «КИМ» (1925), «Раздвоение личности» (1925), «Метрополитен» (1926), пародия на оперу «Кармен» (1927), «Стрелковые частушки» (1927), «Радио-Октябрь» В.В. Маяковского и О.М. Брика, «Королева ошиблась» М.Д. Вольпина (1927), «Октябрята» и др. Участвовала в создании советской афиши и плаката. Член МАХД (1928–1930), творческого объединения «Октябрь» (1930–1932).
В 1930-е годы занималась театрально-художественным творчеством: создавала эскизы декораций и костюмов к спектаклям «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера (Малый театр, 1930), «Зелёный остров» Ш. Лекока (Ленинградский театр музыкальной комедии, 1932), «Чай» Н.А. Равича (Московский рабочий театр, 1933), «Недоросль» Д.И. Фонвизина (Горьковский колхозный театр — филиал театра имени Е.Б. Вахтангова, 1936); «Благочестивая Марта» Т. де Молина, «Любовь Яровая» К.А. Тренёва и «Ночь ошибок» О. Голдсмита (Московский областной театр имени А.Н. Островского, 1939).
В 1935 году в Московском театре Наркомздрава оформила спектакль «Люди в белых халатах» С. Кингсли. В этом спектакле впервые применила изобретённую ею конструкцию, которую в годы Великой Отечественной войны фронтовые театры и концертные коллективы использовали для установки декораций.
Участвовала в оформлении улиц и площадей к революционным праздникам (1930–1933), оформлении физкультурных парадов (1938–1941).
В 1940–1960 годах работала в качестве художника-постановщика в театрах: МОГТЮЗ, МО «Театр драмы и комедии», цыганском театре «Ромэн», Театре имени Моссовета, Центральном театре Советской Армии, Малом театре, а также в Белорусском драматическом театре имени Я. Коласа в Витебске. В 1955–1956 годах обратилась к мультипликации («Сказка о попе и о работнике его Балде», киностудия «Союзмультфильм», 1957). В последние годы много занималась станковой графикой.
Принимала участие в выставках: «Итоги театрального сезона Москвы 1928–1929 гг.», «Художники советского театра за 17 лет (1917–1934)», «Художники советского театра (1917–1935)» и др. В 1964 году в Москве прошла персональная выставка работ художницы.
Произведения художницы находятся во многих музейных и частных собраниях, в частности в ГЦТМ имени А.А. Бахрушина, РГАЛИ, коллекции театрально-декорационного искусства Н.И. Лобанова-Ростовского в СПбГМТиМИ.
Роды занятий