Ушанов Гиният Габдуллович
(5 мая 1894, д.Шадигай Орского у. Оренб. губ., ныне Абзелиловского р-на РБ - 5 марта 1947, Уфа)
Башкирский актер, режиссер, кураист, нар. танцовщик и певец. Народный (1944) и заслуженный (1935) артист БАССР. Участник первой мир. и гражд. войн.
В 1919-20 гг. занимался в театральной студии при худ. отд. Башнаркомпроса в г.Стерлитамаке.
С 1920 г. до конца жизни (с перерывами) работал в Башкирском академическом театре драмы (БАТД). Один из носителей эстетики башкирского фольклора (муз., танцевального и театрального). Привнес в профессиональное сценическое искусство самобытные формы народного театра. Первые роли: Юмагул ("Ашкадар"), Ярмухамет ("Степняк Яркей"), Айсуак ("Невестка Шаура", все - М.Бурангулова), Салават (одноим. драма Ф.Сулейманова-Инана, С.Мрясова, В.Муртазина-Иманского и др.), Юлдыкай ("Ынйыкай и Юлдыкай" Х.Габитова) и др. - определили лирико-романтич. направление иск-ва У. Зрелый актер играл, гл. образом, комедийные роли с сатирич. акцентом: Вафа ("Башмачки") и Низами ("Зятек", обе - Х.Ибрагимова), Муртаза ("Тансулпан" К.Даяна), Карандышев ("Бесприданница") и Непутевый ("На бойком месте", обе - А.Н.Островского), персонажи произв. У.Шекспира, Ф.Шиллера, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, А.М.Горького и др.
Как режиссер поставил в различных театральных коллективах около 20 спектаклей. Среди них "Башкирская свадьба" Бурангулова, "Галиябану" М.Файзи, "Славная эпоха" Т.Гиззата в Баймакском колх.-совх. т-ре, "Первый театр" Г.Камала, "Шайка Абзелиловых" Д.Юлтыя и К.Идельгужина, "Вторая молодость" П.М.Невежина в БАТД. Особое место в эстрадном репертуаре мастера занимали театр. фрагменты фольк. произведений.
Башкирский актер, режиссер, кураист, нар. танцовщик и певец. Народный (1944) и заслуженный (1935) артист БАССР. Участник первой мир. и гражд. войн.
В 1919-20 гг. занимался в театральной студии при худ. отд. Башнаркомпроса в г.Стерлитамаке.
С 1920 г. до конца жизни (с перерывами) работал в Башкирском академическом театре драмы (БАТД). Один из носителей эстетики башкирского фольклора (муз., танцевального и театрального). Привнес в профессиональное сценическое искусство самобытные формы народного театра. Первые роли: Юмагул ("Ашкадар"), Ярмухамет ("Степняк Яркей"), Айсуак ("Невестка Шаура", все - М.Бурангулова), Салават (одноим. драма Ф.Сулейманова-Инана, С.Мрясова, В.Муртазина-Иманского и др.), Юлдыкай ("Ынйыкай и Юлдыкай" Х.Габитова) и др. - определили лирико-романтич. направление иск-ва У. Зрелый актер играл, гл. образом, комедийные роли с сатирич. акцентом: Вафа ("Башмачки") и Низами ("Зятек", обе - Х.Ибрагимова), Муртаза ("Тансулпан" К.Даяна), Карандышев ("Бесприданница") и Непутевый ("На бойком месте", обе - А.Н.Островского), персонажи произв. У.Шекспира, Ф.Шиллера, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, А.М.Горького и др.
Как режиссер поставил в различных театральных коллективах около 20 спектаклей. Среди них "Башкирская свадьба" Бурангулова, "Галиябану" М.Файзи, "Славная эпоха" Т.Гиззата в Баймакском колх.-совх. т-ре, "Первый театр" Г.Камала, "Шайка Абзелиловых" Д.Юлтыя и К.Идельгужина, "Вторая молодость" П.М.Невежина в БАТД. Особое место в эстрадном репертуаре мастера занимали театр. фрагменты фольк. произведений.