Мубаряков Арслан Котлыахметович
(1908—1977)
Башкирский актёр, театральный режиссёр, драматург. Народный артист СССР (1955).
В раннем детстве лишился родителей и в 1920—1927 годах воспитывался в Серменевском детском доме.
В 1927—1931 годах учился на театральном отделении Башкирского государственного техникума искусств (ныне Уфимское училище искусств) по классу М. А. Магадеева и В. Г. Муртазина-Иманского. В 1932 и 1939 годах учился на режиссёрских курсах в Москве.
В 1933—1934 годах служил в рядах Красной Армии.
С 1928 года (с перерывом) и до конца жизни — актёр Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури. Одновременно в 1937—1939 годах — художественный руководитель, в 1949—1951 и 1954—1955 — директор, в 1951—1954 — главный режиссёр этого театра. На сцене дебютировал в заглавной роли трагедии А. Инана «Акшан-батыр» и роли Буранбая в мелодраме М. Бурангулова «Башкирская свадьба».
В 1931—1933 годах — актёр, главный режиссёр и художественный руководитель 2‑го Республиканского башкирского профессионального театра, базировавшийся тогда в Стерлитамаке (ныне Сибайский государственный башкирский театр драмы имени Арслана Мубарякова).
С 1939 года в театрах республики как режиссёр поставил более 20 спектаклей, среди которых большую популярность получили «Как закалялась сталь» по Н. А. Островскому, «Карлугас» Б. Бикбая, «Весенняя песня» Н. Наджми, «Одинокая береза» М. Карима и другие.
Наиболее известные актёрские работы, принесшие ему всенародную славу, связаны с ролью Салавата Юлаева в драмах и кинофильмах, в том числе в известном фильме режиссёра Я. А. Протазанова «Салават Юлаев».
Автор нескольких пьес: «Неугасимые сердца» (1942), «Женушка» (1943, 1957), «Вторая молодость» (1959).
С 1948 года — член Всероссийского театрального общества (Башкирское отделение) (ныне Союз театральных деятелей Республики Башкортостан).
Башкирский актёр, театральный режиссёр, драматург. Народный артист СССР (1955).
В раннем детстве лишился родителей и в 1920—1927 годах воспитывался в Серменевском детском доме.
В 1927—1931 годах учился на театральном отделении Башкирского государственного техникума искусств (ныне Уфимское училище искусств) по классу М. А. Магадеева и В. Г. Муртазина-Иманского. В 1932 и 1939 годах учился на режиссёрских курсах в Москве.
В 1933—1934 годах служил в рядах Красной Армии.
С 1928 года (с перерывом) и до конца жизни — актёр Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури. Одновременно в 1937—1939 годах — художественный руководитель, в 1949—1951 и 1954—1955 — директор, в 1951—1954 — главный режиссёр этого театра. На сцене дебютировал в заглавной роли трагедии А. Инана «Акшан-батыр» и роли Буранбая в мелодраме М. Бурангулова «Башкирская свадьба».
В 1931—1933 годах — актёр, главный режиссёр и художественный руководитель 2‑го Республиканского башкирского профессионального театра, базировавшийся тогда в Стерлитамаке (ныне Сибайский государственный башкирский театр драмы имени Арслана Мубарякова).
С 1939 года в театрах республики как режиссёр поставил более 20 спектаклей, среди которых большую популярность получили «Как закалялась сталь» по Н. А. Островскому, «Карлугас» Б. Бикбая, «Весенняя песня» Н. Наджми, «Одинокая береза» М. Карима и другие.
Наиболее известные актёрские работы, принесшие ему всенародную славу, связаны с ролью Салавата Юлаева в драмах и кинофильмах, в том числе в известном фильме режиссёра Я. А. Протазанова «Салават Юлаев».
Автор нескольких пьес: «Неугасимые сердца» (1942), «Женушка» (1943, 1957), «Вторая молодость» (1959).
С 1948 года — член Всероссийского театрального общества (Башкирское отделение) (ныне Союз театральных деятелей Республики Башкортостан).