Шереметев Николай Петрович
(1751–1809)
Глава графского рода Шереметевых; покровитель искусств, меценат; музыкант.
Богатейший человек в Российской империи, обер-камергер (1798), действительный тайный советник, сенатор, директор Московского дворянского банка, основатель Странноприимного дома в Москве и Невской богадельни в Петербурге.
Был женат на крепостной актрисе П.И. Жемчуговой-Ковалевой, которой еще в 1798 г. дал вольную.
На средства Шереметева были сооружены театрально-дворцовый комплекс в Останкино, театральные здания в Кусково и Марково.
Первоначально спектакли театра Шереметева давались на двух сценах — городской (в театральном флигеле, специально пристроенном к московскому дому Шереметевых на Никольской улице) и усадебной — в Кусково, где было организовано обучение крепостных актеров, число которых доходило до 95 человек. Талантливые крепостные музыканты и артисты шереметевского театра учились в Санкт-Петербурге и Москве.
В 1792–1798 г. Шереметев выстроил театр в Останкино — крупнейший крепостной театр того времени.
В шереметевском театре было поставлено около сотни опер, балетов и комедий. Главной была комическая опера: Гретри, Монсиньи, Дуни, Далейрака, Фомина. Отдавая предпочтение французским и итальянским композиторам, граф Н.П. Шереметев не прошел мимо лучших образцов ранней русской комической оперы; он первым в России обратился к реформаторским операм Глюка: «Армида», «Ифигения в Тавриде», «Альцеста».
В 1804 г. крепостной театр графа Н.П. Шереметева прекратил своё существование.
Глава графского рода Шереметевых; покровитель искусств, меценат; музыкант.
Богатейший человек в Российской империи, обер-камергер (1798), действительный тайный советник, сенатор, директор Московского дворянского банка, основатель Странноприимного дома в Москве и Невской богадельни в Петербурге.
Был женат на крепостной актрисе П.И. Жемчуговой-Ковалевой, которой еще в 1798 г. дал вольную.
На средства Шереметева были сооружены театрально-дворцовый комплекс в Останкино, театральные здания в Кусково и Марково.
Первоначально спектакли театра Шереметева давались на двух сценах — городской (в театральном флигеле, специально пристроенном к московскому дому Шереметевых на Никольской улице) и усадебной — в Кусково, где было организовано обучение крепостных актеров, число которых доходило до 95 человек. Талантливые крепостные музыканты и артисты шереметевского театра учились в Санкт-Петербурге и Москве.
В 1792–1798 г. Шереметев выстроил театр в Останкино — крупнейший крепостной театр того времени.
В шереметевском театре было поставлено около сотни опер, балетов и комедий. Главной была комическая опера: Гретри, Монсиньи, Дуни, Далейрака, Фомина. Отдавая предпочтение французским и итальянским композиторам, граф Н.П. Шереметев не прошел мимо лучших образцов ранней русской комической оперы; он первым в России обратился к реформаторским операм Глюка: «Армида», «Ифигения в Тавриде», «Альцеста».
В 1804 г. крепостной театр графа Н.П. Шереметева прекратил своё существование.