Гротовский Ежи
(11 августа 1933, Жешув, Польша — 14 января 1999, Понтедера, Италия)
Польский театральный режиссёр, педагог, теоретик театра.
В 1955 году закончил Государственную высшую театральную школу в Кракове. В 1955—1956 учился в ГИТИСе (мастерская Ю. А. Завадского).
Работал в «Театре 13 рядов» в Ополе.
В 1965 основал Театр-лабораторию в Вроцлаве. Развивал и воплощал концепцию «бедного театра» («К бедному театру» — так называлась его статья-манифест 1965 года, которая в 1968 году вошла в одноимённую книгу, составленную Эуженио Барбой), стал ведущей фигурой современной сцены.
В 1984 году создал Центр театрального эксперимента и поиска в Понтедере, превратившийся в место встреч мирового театрального авангарда.
Гротовский поставил «Орфея» Жана Кокто (1959), «Каина» Байрона (1960), «Мистерию-буфф» Маяковского (1960), «Сакунталу» Калидасы (1960), «Дзяды» по одноимённой поэме Мицкевича (1961), «Кордиана» Словацкого (1962), «Акрополь» Выспянского(1962), «Трагическую историю доктора Фауста» Марло (1963), «Стойкого принца» Кальдерона — Словацкого (1965), «Apocalypsis cum figuris» (композиция из Библии, произведений Достоевского, Словацкого, Т. С. Элиота, Симоны Вейль; три варианта, 1969—1973).
Развитием «бедного театра» впоследствии стал «Паратеатр» (1969—1978) и «Театр истоков» (1976—1982).
Гротовскому была присуждена Государственная премия Польши (1972), премия Вроцлава (1975), он был избран почетным доктором университетов Вроцлава, Питтсбурга, Чикаго, в 1997 стал профессором Коллеж де Франс. В 1990 во Вроцлаве создан Институт имени Ежи Гротовского, он выпускает ежеквартальник «Театральные записки». По решению ЮНЕСКО, 2009 г. (десятилетие со дня смерти режиссёра) объявлен годом Гротовского.
Польский театральный режиссёр, педагог, теоретик театра.
В 1955 году закончил Государственную высшую театральную школу в Кракове. В 1955—1956 учился в ГИТИСе (мастерская Ю. А. Завадского).
Работал в «Театре 13 рядов» в Ополе.
В 1965 основал Театр-лабораторию в Вроцлаве. Развивал и воплощал концепцию «бедного театра» («К бедному театру» — так называлась его статья-манифест 1965 года, которая в 1968 году вошла в одноимённую книгу, составленную Эуженио Барбой), стал ведущей фигурой современной сцены.
В 1984 году создал Центр театрального эксперимента и поиска в Понтедере, превратившийся в место встреч мирового театрального авангарда.
Гротовский поставил «Орфея» Жана Кокто (1959), «Каина» Байрона (1960), «Мистерию-буфф» Маяковского (1960), «Сакунталу» Калидасы (1960), «Дзяды» по одноимённой поэме Мицкевича (1961), «Кордиана» Словацкого (1962), «Акрополь» Выспянского(1962), «Трагическую историю доктора Фауста» Марло (1963), «Стойкого принца» Кальдерона — Словацкого (1965), «Apocalypsis cum figuris» (композиция из Библии, произведений Достоевского, Словацкого, Т. С. Элиота, Симоны Вейль; три варианта, 1969—1973).
Развитием «бедного театра» впоследствии стал «Паратеатр» (1969—1978) и «Театр истоков» (1976—1982).
Гротовскому была присуждена Государственная премия Польши (1972), премия Вроцлава (1975), он был избран почетным доктором университетов Вроцлава, Питтсбурга, Чикаго, в 1997 стал профессором Коллеж де Франс. В 1990 во Вроцлаве создан Институт имени Ежи Гротовского, он выпускает ежеквартальник «Театральные записки». По решению ЮНЕСКО, 2009 г. (десятилетие со дня смерти режиссёра) объявлен годом Гротовского.