Образцова Елена Васильевна
(Род. 7 июля 1939 года, Ленинград — 12 января 2015, Лейпциг, Германия)
Певица (меццо-сопрано). Заслуженная артистка РСФСР (29.04.1970). Народная артистка РСФСР(7.12.1973). Народная артистка СССР (25.05.1976). Герой Социалистического Труда (27.12.1990). Народная артистка Республики Северная Осетия—Алания (1999).
Жила в блокадном Ленинграде. В 1943 году вместе с семьёй была эвакуирована из Ленинграда в г. Устюжну Вологодской области.
В 1948—1954 годах пела в детском хоре Ленинградского Дворца пионеров имени А. А. Жданова (руководитель хора — М. Ф. Заринская). В 1954—1957 годах, в связи со служебным переводом отца, семья проживала в Таганроге, где Елена училась в Музыкальной школе имени П. И. Чайковского.
Выпускница Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (1965; педагог — А. А. Григорьева, оперный класс А. Н. Киреева).
С 1964 года - солистка Большого театра. В том же году во время первых гастролей Большого театра на сцене Миланского театра Ла Скала выступила в роли Гувернантки в опере П. И. Чайковского «Пиковая Дама». Несмотря на скромность этой партии, обратила на себя внимание итальянской публики и прессы. В дальнейшем выступила на сцене «Ла Скала» в нескольких главных партиях.
В 1975 году вместе с Большим театром гастролировала в США. В ходе спектакля «Борис Годунов» Образцову, исполнявшую роль Марины Мнишек, пять раз вызвали на сцену восторженные зрители: спектакль пришлось остановить. Триумф Елены Образцовой в США окончательно утвердил ее в статусе звезды мировой оперы.
Через несколько месяцев выступила в «Трубадуре» — спектакле, открывавшем сезон Оперы Сан-Франциско: её партнерами выступили Лучано Паваротти и Джоан Сазерленд. В 1976 году Образцова — уже в статусе приглашенной солистки «Метрополитен-опера» — вызвала сенсацию своим исполнением роли Амнерис в «Аиде» Верди. В 1977 году выступила в роли Далилы в «Метрополитен».
Пела на многих известных музыкальных фестивалях, в том числе на Международном фестивале в Оранже (дебют в 1979 г. — Далила) и Зальцбургском фестивале (дебют в 1978 г. — Эболи).
Была приглашена Франко Дзеффирелли на роль Сантуцци в фильме «Сельская честь» (1982).
В 1973—1994 годах преподавала в МГК имени П. И. Чайковского, в 1984 году стала профессором.
Выступала и в качестве оперного режиссёра. В 1986 году она поставила в Большом театре оперу Ж. Массне «Вертер» (дирижер-постановщик — А. Жюрайтис), где исполняла главную партию. Певица снималась в главных ролях в телевизионных музыкальных фильмах «Веселая вдова», «Моя Кармен», «Сельская честь» и «Тоска».
Имеет обширный концертный репертуар — камерно-вокальные произведения П. И. Чайковского, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, С. В. Рахманинова, Г. В. Свиридова, Р. Шумана, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и других.
В 2000 году дебютировала на драматической сцене, сыграв главную роль в спектакле театра Романа Виктюка «Антонио фон Эльба» по пьесе Ренато Мейнарда.
В 2003—2004 годах состоялись ее выступления с программой классического джаза (Д.Эллингтон, В.Дюк, Дж. Гершвин) с квартетом И. М. Бутмана и оркестром под управлением Д. Бергера.
В 2007-2008 годах возглавляла оперную труппу Михайловского театра.
В Петербурге руководила культурным центром, названным её именем, где работала с молодыми исполнителями.
Преподавала в Токийской музыкальной академии.
Певица (меццо-сопрано). Заслуженная артистка РСФСР (29.04.1970). Народная артистка РСФСР(7.12.1973). Народная артистка СССР (25.05.1976). Герой Социалистического Труда (27.12.1990). Народная артистка Республики Северная Осетия—Алания (1999).
Жила в блокадном Ленинграде. В 1943 году вместе с семьёй была эвакуирована из Ленинграда в г. Устюжну Вологодской области.
В 1948—1954 годах пела в детском хоре Ленинградского Дворца пионеров имени А. А. Жданова (руководитель хора — М. Ф. Заринская). В 1954—1957 годах, в связи со служебным переводом отца, семья проживала в Таганроге, где Елена училась в Музыкальной школе имени П. И. Чайковского.
Выпускница Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (1965; педагог — А. А. Григорьева, оперный класс А. Н. Киреева).
С 1964 года - солистка Большого театра. В том же году во время первых гастролей Большого театра на сцене Миланского театра Ла Скала выступила в роли Гувернантки в опере П. И. Чайковского «Пиковая Дама». Несмотря на скромность этой партии, обратила на себя внимание итальянской публики и прессы. В дальнейшем выступила на сцене «Ла Скала» в нескольких главных партиях.
В 1975 году вместе с Большим театром гастролировала в США. В ходе спектакля «Борис Годунов» Образцову, исполнявшую роль Марины Мнишек, пять раз вызвали на сцену восторженные зрители: спектакль пришлось остановить. Триумф Елены Образцовой в США окончательно утвердил ее в статусе звезды мировой оперы.
Через несколько месяцев выступила в «Трубадуре» — спектакле, открывавшем сезон Оперы Сан-Франциско: её партнерами выступили Лучано Паваротти и Джоан Сазерленд. В 1976 году Образцова — уже в статусе приглашенной солистки «Метрополитен-опера» — вызвала сенсацию своим исполнением роли Амнерис в «Аиде» Верди. В 1977 году выступила в роли Далилы в «Метрополитен».
Пела на многих известных музыкальных фестивалях, в том числе на Международном фестивале в Оранже (дебют в 1979 г. — Далила) и Зальцбургском фестивале (дебют в 1978 г. — Эболи).
Была приглашена Франко Дзеффирелли на роль Сантуцци в фильме «Сельская честь» (1982).
В 1973—1994 годах преподавала в МГК имени П. И. Чайковского, в 1984 году стала профессором.
Выступала и в качестве оперного режиссёра. В 1986 году она поставила в Большом театре оперу Ж. Массне «Вертер» (дирижер-постановщик — А. Жюрайтис), где исполняла главную партию. Певица снималась в главных ролях в телевизионных музыкальных фильмах «Веселая вдова», «Моя Кармен», «Сельская честь» и «Тоска».
Имеет обширный концертный репертуар — камерно-вокальные произведения П. И. Чайковского, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, С. В. Рахманинова, Г. В. Свиридова, Р. Шумана, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и других.
В 2000 году дебютировала на драматической сцене, сыграв главную роль в спектакле театра Романа Виктюка «Антонио фон Эльба» по пьесе Ренато Мейнарда.
В 2003—2004 годах состоялись ее выступления с программой классического джаза (Д.Эллингтон, В.Дюк, Дж. Гершвин) с квартетом И. М. Бутмана и оркестром под управлением Д. Бергера.
В 2007-2008 годах возглавляла оперную труппу Михайловского театра.
В Петербурге руководила культурным центром, названным её именем, где работала с молодыми исполнителями.
Преподавала в Токийской музыкальной академии.
Роды занятий