Сумбатова-Южина Мария Николаевна
(1859-1938) — жена актера Малого театра А.И.Сумбатова-Южина.
После кончины мужа его вдова Мария Николаевна Сумбатова (в девичестве баронесса Корф) превратила две комнаты их квартиры – кабинет и гостиную – в мемориальные, и каждое 17-е число (день рождения и смерти артиста) проводила вечера памяти. Мария Николаевна ушла из жизни в 1938 г. Она завещала Малому театру архив Южина, а также просила передать кабинет, гостиную и столовую для создания там музея.
В Архивно-рукописном отделе Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина хранится
обширный фонд выдающегося русского актера, драматурга и театрального администратора князя Александра Ивановича Сумбатова-Южина, насчитывающий более трех тысяч единиц хранения.
Подавляющая часть из них — это переписка А. И. Сумбатова-Южина с его женой. Содержание переписки выходит за рамки чисто семейных дел: в ней затрагиваются и общегосударственные вопросы, и, конечно, различные аспекты деятельности императорских театров (прежде всего — Малого театра, в котором служил артист). Данный источник имеет особое значение благодаря тому обстоятельству, что в письмах, адресованных своей супруге, Южин был максимально откровенен в оценках общественнополитических и театральных событий и деятелей.
После кончины мужа его вдова Мария Николаевна Сумбатова (в девичестве баронесса Корф) превратила две комнаты их квартиры – кабинет и гостиную – в мемориальные, и каждое 17-е число (день рождения и смерти артиста) проводила вечера памяти. Мария Николаевна ушла из жизни в 1938 г. Она завещала Малому театру архив Южина, а также просила передать кабинет, гостиную и столовую для создания там музея.
В Архивно-рукописном отделе Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина хранится
обширный фонд выдающегося русского актера, драматурга и театрального администратора князя Александра Ивановича Сумбатова-Южина, насчитывающий более трех тысяч единиц хранения.
Подавляющая часть из них — это переписка А. И. Сумбатова-Южина с его женой. Содержание переписки выходит за рамки чисто семейных дел: в ней затрагиваются и общегосударственные вопросы, и, конечно, различные аспекты деятельности императорских театров (прежде всего — Малого театра, в котором служил артист). Данный источник имеет особое значение благодаря тому обстоятельству, что в письмах, адресованных своей супруге, Южин был максимально откровенен в оценках общественнополитических и театральных событий и деятелей.