Балакирев Милий Алексеевич
(1837–1910)
Русский композитор, пианист, дирижёр, педагог, глава «Могучей кучки».
Первоначальные уроки игры на фортепиано получил в детстве от своей матери. В 10-летнем возрасте на летних каникулах мальчика отвезли в Москву, где за 10 уроков у Александра Дюбюка он усвоил правильные приёмы фортепианной игры. В Нижнем Новгороде продолжил музыкальные занятия у местного пианиста и дирижёра Карла Эйзериха (1817–1881), сына немецкого музыканта Карла Трауготта Эйзериха. Большое участие в судьбе композитора принял А.Д. Улыбышев, просвещённый дилетант, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте.
Вместе с Г.Я. Ломакиным 18 марта 1862 года основал «Бесплатную музыкальную школу», находившуюся под императорским покровительством.
В 1866 году был приглашён в Прагу — заведовать постановкой опер Михаила Глинки «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила», которые были даны под управлением Балакирева и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели огромный успех, в особенности «Руслан и Людмила».
С осени 1867 до весны 1869 года дирижировал симфоническими концертами Императорского русского музыкального общества (в 1867 году — вместе с Берлиозом), в которых по преимуществу исполнялись сочинения Берлиоза и Листа, а также оркестровые сочинения русских композиторов: Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского и др.
Из фортепианных сочинений Балакирева известны: две мазурки (As-dur и h-moll), скерцо, фантазия «Исламей» на восточные темы (1869). Виртуозная пьеса «Исламей» относится к самым технически трудным произведениям фортепианной музыки.
Балакиревым переложены для фортепиано в две руки «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», «Песня жаворонка» Глинки, увертюра (вступление) ко второй части «La Fuite en Egypte» Берлиоза, каватина из квартета Бетховена (ор. 130), «Арагонская хота» Глинки. В четыре руки: «Князь Холмский», «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» Глинки.
Издав в 1866 году «Сборник русских народных песен», Балакирев внёс ценный вклад в изучение национального русского фольклора.
Русский композитор, пианист, дирижёр, педагог, глава «Могучей кучки».
Первоначальные уроки игры на фортепиано получил в детстве от своей матери. В 10-летнем возрасте на летних каникулах мальчика отвезли в Москву, где за 10 уроков у Александра Дюбюка он усвоил правильные приёмы фортепианной игры. В Нижнем Новгороде продолжил музыкальные занятия у местного пианиста и дирижёра Карла Эйзериха (1817–1881), сына немецкого музыканта Карла Трауготта Эйзериха. Большое участие в судьбе композитора принял А.Д. Улыбышев, просвещённый дилетант, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте.
Вместе с Г.Я. Ломакиным 18 марта 1862 года основал «Бесплатную музыкальную школу», находившуюся под императорским покровительством.
В 1866 году был приглашён в Прагу — заведовать постановкой опер Михаила Глинки «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила», которые были даны под управлением Балакирева и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели огромный успех, в особенности «Руслан и Людмила».
С осени 1867 до весны 1869 года дирижировал симфоническими концертами Императорского русского музыкального общества (в 1867 году — вместе с Берлиозом), в которых по преимуществу исполнялись сочинения Берлиоза и Листа, а также оркестровые сочинения русских композиторов: Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского и др.
Из фортепианных сочинений Балакирева известны: две мазурки (As-dur и h-moll), скерцо, фантазия «Исламей» на восточные темы (1869). Виртуозная пьеса «Исламей» относится к самым технически трудным произведениям фортепианной музыки.
Балакиревым переложены для фортепиано в две руки «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», «Песня жаворонка» Глинки, увертюра (вступление) ко второй части «La Fuite en Egypte» Берлиоза, каватина из квартета Бетховена (ор. 130), «Арагонская хота» Глинки. В четыре руки: «Князь Холмский», «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» Глинки.
Издав в 1866 году «Сборник русских народных песен», Балакирев внёс ценный вклад в изучение национального русского фольклора.