Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Уланова Галина Сергеевна
(1909 - 1998)
Советская балерина, педагог, народная артистка СССР (1951). Прима-балерина Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (1928—1944) и Большого театра СССР (1944—1960).
Родилась в семье артистов балета императорского Мариинского театра. Отец, Сергей Николаевич Уланов, артист балета, работавший в том числе с главным балетмейстером театра М.И. Петипа, впоследствии стал балетным режиссёром театра; мать, Мария Фёдоровна Романова, позже стала балетным педагогом в хореографическом училище, а к 1930 г. — педагогом-репетитором в театре им. С.М. Кирова.
В возрасте девяти лет была принята в Петроградское театральное училище (позднее — хореографический техникум, ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой), где сначала её основным педагогом была мать, Мария Романова, а три последних года — Агриппина Ваганова. Окончила техникум по классу А. Вагановой в 1928 г. На выпускном спектакле, состоявшемся 16 мая 1928 г., она выступила в «Шопениане» (вальс и мазурка), в па-де-де из «Арлекинады» и из «Щелкунчика» (фея Драже и Принц). В том же году была принята в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета (ныне Мариинский театр), где дебютировала в роли Флорины в балете «Спящая красавица».
В 1929 г. она станцевала свою первую балеринскую партию — роль Одетты в «Лебедином озере» П. Чайковского. В 1930 - 1940 гг. выступала вместе с Константином Сергеевым. Работала с такими выдающимися балетмейстерами, как В.Ф. Лопухов, В.И. Вайнонен, Л.В. Якобсон, Р.В. Захаров и Л.М. Лавровский. В эти годы Уланова танцует также в спектаклях «Раймонда» А. Глазунова (Раймонду), «Ледяная дева» Э. Грига (Сольвейг), «Шопениана» на музыку Ф. Шопена (исполняет вальс и мазурку), «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни (Царь-девицу), «Спящая красавица» (Аврору), «Щелкунчик» П. Чайковского (Машу), а также Жизель в одноимённом балете А. Адана (1932).
В 1942 г. работала в труппе Казахского театра оперы и балета.
В 1944 г., была переведена работать в Большой театр. Была ведущей балериной Большого театра до 1960 г. Здесь она также исполняла главные партии в балетах «Жизель», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан» (1944), «Золушка» (1945), «Ромео и Джульетта» (1947), «Красный мак» (1949). Участвовала в первых зарубежных гастролях Большого театра в 1956 г. в Лондоне, принёсших ей мировую известность.
В 1960 г. завершила свою артистическую карьеру. Её последним спектаклем стала «Шопениана». Свою сценическую деятельность балерина официально прекратила в 1962 г.
В 1960 - 1997 гг., вплоть до конца своей жизни, работала педагогом-репетитором в Большом театре. Первой и главной её ученицей стала Екатерина Максимова, а позже и Владимир Васильев (несмотря на то, что Уланова была «женским» педагогом, она участвовала в подготовке c Васильевым многих партий классического репертуара и партию Ивана Грозного), Светлана Адырхаева, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова, Малика Сабирова, Марина Колпакчи, Ирина Прокофьева, Алла Михальченко, Надежда Грачёва. Работала также с солистами Парижской оперы, Гамбургского балета, Шведского королевского балета, Австралийского балета, артистами балетных трупп Японии.
В 1964 году была председателем жюри I Международного конкурса артистов балета в Варне (Болгария), а в 1969 — I Международного конкурса артистов балета в Москве.
17 декабря 2004 г. стараниями Т.С. Касаткиной, подруги Улановой с 1960-х гг., в квартире в высотном доме на Котельнической набережной, где балерина проживала в последние годы жизни, открылся музей (филиал ГЦТМ им. А.А. Бахрушина).
Роды занятий