Киселев Виктор Петрович
(1895—1984)
Художник.
В 1912 г. окончил Строгановское училище (1912). В 1913—1917 гг.учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у С.В. Малютина и В.Е. Татлина.
В 1919 г. уехал в Рязань, где в художественной мастерской пытался реализовать на практике идеи «производственного искусства». Он буквально ошеломил провинциальную художественную интеллигенцию конструктивистской риторикой: «Искусство — живопись и скульптура — должно быть утилитарно и органически связано с архитектурой… Живописцы и скульпторы в своём воспитании в искусстве должны быть поставлены ближе к технике…Век картин прошёл, и на искусство нужно смотреть с той точки зрения, что оно было и прогрессирует, пока не дойдет до конца и не будет иметь исключительно утилитарного применения».Свою задачу как педагога видел в том, чтобы«воспитывать в мастерской учащихся в духе профессионализма тех родов искусств, который изберет себе учащийся и чувстве коллективной работы, создать творца-композитора, а в крайнем случае, мастера-оркестранта. Работа должна вестись над преодолением материалов: красок, холста, железа, дерева, стен; изучение материалов, понимание форм в связи с материалом, исследование форм новых и вечное развитие стремления вперед».
Театр не был главной сферой профессиональных интересов Киселёва, но в историю театра своё имя он вписал. В 1920-е гг. в Театре Мейерхольда им были оформлены спектакли «Мистерия-буфф» (совместно с А.М. Лавинским и В.Л. Храковским, 1921) и «Ревизор» (1926). В 1926—1927 гг. заведовал монтировочной частью ГосТИМа. Был членом худсовета МХАТа Второго (1927—1928). Оформил спектакли:«Последняя жертва» А.Н. Островского в Театре им. М.Н. Ермоловой (1932), «Васса Железнова» М. Горького в ЦТКА (1936) и др.
В 1928—1929 гг. состоял членом ОМХ, был председателем Московской ассоциации художников-декораторов (1929—1932). Позднее работал в Мастерской монументальной живописи Академии архитектуры СССР.
Произведения Киселёва представлены в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина.
ГосТИМ. Государственный театр им. Вс.Э. Мейерхольда
МХАТ. Московский художественный академический театр
ЦТКА. Центральный театр Красной армии
ОМХ. Общество московских художников
Художник.
В 1912 г. окончил Строгановское училище (1912). В 1913—1917 гг.учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у С.В. Малютина и В.Е. Татлина.
В 1919 г. уехал в Рязань, где в художественной мастерской пытался реализовать на практике идеи «производственного искусства». Он буквально ошеломил провинциальную художественную интеллигенцию конструктивистской риторикой: «Искусство — живопись и скульптура — должно быть утилитарно и органически связано с архитектурой… Живописцы и скульпторы в своём воспитании в искусстве должны быть поставлены ближе к технике…Век картин прошёл, и на искусство нужно смотреть с той точки зрения, что оно было и прогрессирует, пока не дойдет до конца и не будет иметь исключительно утилитарного применения».Свою задачу как педагога видел в том, чтобы«воспитывать в мастерской учащихся в духе профессионализма тех родов искусств, который изберет себе учащийся и чувстве коллективной работы, создать творца-композитора, а в крайнем случае, мастера-оркестранта. Работа должна вестись над преодолением материалов: красок, холста, железа, дерева, стен; изучение материалов, понимание форм в связи с материалом, исследование форм новых и вечное развитие стремления вперед».
Театр не был главной сферой профессиональных интересов Киселёва, но в историю театра своё имя он вписал. В 1920-е гг. в Театре Мейерхольда им были оформлены спектакли «Мистерия-буфф» (совместно с А.М. Лавинским и В.Л. Храковским, 1921) и «Ревизор» (1926). В 1926—1927 гг. заведовал монтировочной частью ГосТИМа. Был членом худсовета МХАТа Второго (1927—1928). Оформил спектакли:«Последняя жертва» А.Н. Островского в Театре им. М.Н. Ермоловой (1932), «Васса Железнова» М. Горького в ЦТКА (1936) и др.
В 1928—1929 гг. состоял членом ОМХ, был председателем Московской ассоциации художников-декораторов (1929—1932). Позднее работал в Мастерской монументальной живописи Академии архитектуры СССР.
Произведения Киселёва представлены в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина.
ГосТИМ. Государственный театр им. Вс.Э. Мейерхольда
МХАТ. Московский художественный академический театр
ЦТКА. Центральный театр Красной армии
ОМХ. Общество московских художников
Роды занятий