Шаховской Александр Александрович
(1777–1846)
Драматург и театральный деятель. С 1802 по 1826 г. служил в Петербургской дирекции императорских театров и фактически руководил театрами Петербурга.
Во время службы Шаховской сдружился с поэтом С. Мариным, Ф. Толстым и др. Жил в семье балетмейстера и переводчика И.И. Валберха, вскоре познакомился с драматургом А.Я. Княжниным и И. Дмитревским. Поощряемый друзьями, дебютировал в 1795 г. не сохранившейся до наших дней комедией «Женская шутка». Вскоре произошло знакомство и с директором театров А.Л. Нарышкиным, который предложил князю занять место члена репертуарной части театра. Так, в 1802 г. в чине штабс-капитана Шаховской вышел в отставку из гвардии и был принят на службу в дирекцию императорских театров.
В 1803 г. Шаховской приступает к работе в репертуарном комитете. В это же время он публикует безуспешные стихи и обращается к драматургии. В 1805 г. была поставлена его пьеса «Новый Стерн», которая была довольно успешной и была направлена против сентиментальности в искусстве.
После 1805 г. Шаховской пробует свои силы в разных жанрах. Он пишет комедии, трагедии, водевили, оперы, сатиры. Такая пестрота характерна для творчества Шаховского, поскольку он одновременно выступает как драматург, теоретик, театральный чиновник и преподаватель.
В 1808 г. Шаховской ставит свою лучшую прозаическую комедию «Полубарские затеи, или Домашний театр». Как реакцию на войну с Наполеоном создает водевиль «Казак-стихотворец», который имел огромный успех и держался на сцене до 1830-х гг.
Был участником литературного общества «Беседы любителей русского слова» в 1811–1815 гг. В это время Шаховской пишет стихотворную сатирическую комедию «Урок кокеткам, или Липецкие воды», вызвавшая огромной скандал. После этого Шаховской пишет несколько водевилей и текстов волшебных опер и осенью 1817 г. обращается к высокой комедии. Он пишет две пьесы — «Своя семья, или Замужняя невеста» (привлекая к работе А.С. Грибоедова и Н.И. Хмельницкого) и «Пустодомы». Первая не сходит со цены более 130 лет. Как педагог и руководитель театра он умел открыть дарования в новичке и поддержать развитие актеров. Среди уго учеников можно назвать: Е.С. Семенову, В.А. Каратыгина, А.М. Каратыгина-Колосова, И.И. Сосницкого, Я.Г. Брянского, М.И. Вальберхову, Н.О. Дюр, его сестру Л.О. Дюрову, А.Е. Асенкову, А.Н. Рамазанова, сестер Надежду Аполлоновну и Марию Аполлоновну Азаревич и др. В 1818 г. Шаховской оставляет свой пост и в 1821 г. снова возвращается в дирекцию императорских театров. За это время он успевает написать две значительные стихотворные пьесы «Не любо — не слушай, а лгать не мешай» (1818) и «Какаду» (1820). В 1825 г. Шаховской пишет пьесу «Аристофан», которая свидетельствовала о росте поэтического мастерства Шаховского. Ее постановка, восторженно встреченная зрителями, оказалась кульминацией успеха драматургии Шаховского. После восстания 14 декабря в глазах Николая I он был скомпрометирован своими связями с писателями декабристского лагеря. При реорганизации управления императорских театров, Шаховской был устранен и больше никогда не возвращался на административный пост. Он продолжал писать пьесы разных жаров. В конце 1820-х гг. — середине 1930-х гг. Шаховской сближается с различными литераторами — С.Т. Аксаковым, М.Н. Загоскиным, С.Е. Раичем, М.П. Погодиным, С.П. Шевыревым, Н.И. Надеждиным. С 1940-х гг. Шаховской начинает работать над мемуарами, стихами и статьями по истории русского театра.
Драматург и театральный деятель. С 1802 по 1826 г. служил в Петербургской дирекции императорских театров и фактически руководил театрами Петербурга.
Во время службы Шаховской сдружился с поэтом С. Мариным, Ф. Толстым и др. Жил в семье балетмейстера и переводчика И.И. Валберха, вскоре познакомился с драматургом А.Я. Княжниным и И. Дмитревским. Поощряемый друзьями, дебютировал в 1795 г. не сохранившейся до наших дней комедией «Женская шутка». Вскоре произошло знакомство и с директором театров А.Л. Нарышкиным, который предложил князю занять место члена репертуарной части театра. Так, в 1802 г. в чине штабс-капитана Шаховской вышел в отставку из гвардии и был принят на службу в дирекцию императорских театров.
В 1803 г. Шаховской приступает к работе в репертуарном комитете. В это же время он публикует безуспешные стихи и обращается к драматургии. В 1805 г. была поставлена его пьеса «Новый Стерн», которая была довольно успешной и была направлена против сентиментальности в искусстве.
После 1805 г. Шаховской пробует свои силы в разных жанрах. Он пишет комедии, трагедии, водевили, оперы, сатиры. Такая пестрота характерна для творчества Шаховского, поскольку он одновременно выступает как драматург, теоретик, театральный чиновник и преподаватель.
В 1808 г. Шаховской ставит свою лучшую прозаическую комедию «Полубарские затеи, или Домашний театр». Как реакцию на войну с Наполеоном создает водевиль «Казак-стихотворец», который имел огромный успех и держался на сцене до 1830-х гг.
Был участником литературного общества «Беседы любителей русского слова» в 1811–1815 гг. В это время Шаховской пишет стихотворную сатирическую комедию «Урок кокеткам, или Липецкие воды», вызвавшая огромной скандал. После этого Шаховской пишет несколько водевилей и текстов волшебных опер и осенью 1817 г. обращается к высокой комедии. Он пишет две пьесы — «Своя семья, или Замужняя невеста» (привлекая к работе А.С. Грибоедова и Н.И. Хмельницкого) и «Пустодомы». Первая не сходит со цены более 130 лет. Как педагог и руководитель театра он умел открыть дарования в новичке и поддержать развитие актеров. Среди уго учеников можно назвать: Е.С. Семенову, В.А. Каратыгина, А.М. Каратыгина-Колосова, И.И. Сосницкого, Я.Г. Брянского, М.И. Вальберхову, Н.О. Дюр, его сестру Л.О. Дюрову, А.Е. Асенкову, А.Н. Рамазанова, сестер Надежду Аполлоновну и Марию Аполлоновну Азаревич и др. В 1818 г. Шаховской оставляет свой пост и в 1821 г. снова возвращается в дирекцию императорских театров. За это время он успевает написать две значительные стихотворные пьесы «Не любо — не слушай, а лгать не мешай» (1818) и «Какаду» (1820). В 1825 г. Шаховской пишет пьесу «Аристофан», которая свидетельствовала о росте поэтического мастерства Шаховского. Ее постановка, восторженно встреченная зрителями, оказалась кульминацией успеха драматургии Шаховского. После восстания 14 декабря в глазах Николая I он был скомпрометирован своими связями с писателями декабристского лагеря. При реорганизации управления императорских театров, Шаховской был устранен и больше никогда не возвращался на административный пост. Он продолжал писать пьесы разных жаров. В конце 1820-х гг. — середине 1930-х гг. Шаховской сближается с различными литераторами — С.Т. Аксаковым, М.Н. Загоскиным, С.Е. Раичем, М.П. Погодиным, С.П. Шевыревым, Н.И. Надеждиным. С 1940-х гг. Шаховской начинает работать над мемуарами, стихами и статьями по истории русского театра.