Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Пазовский Арий Моисеевич
(1887–1953)
Русский и советский дирижер, скрипач . Народный артист СССР (1940). Лауреат трех Сталинских премий (1941, 1942, 1943). В 1897 г. поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию в класс П. А. Краснокутского, в 1900–1904 гг. учился в классе Л. С. Ауэра. Обучался игре на скрипке. Выступал как скрипач-солист. Дирижерскую карьеру начал в 1905 г. Дебют состоялся в оперном театре Екатеринбурга, где был до этого хормейстером и помощником дирижера. Руководил оперными оркестрами в провинциальных театрах Перми, Казани, Саратова, Вильно (ныне Вильнюс), Минска (1905–1908), частной опере Зимина в Москве (1908–1910), Тифлиса (ныне Тбилиси), Харькова, Одессы, Киева (1910–1916), оперной труппы петроградского Народного дома (1916–1918). В 1918 г. — дирижер Мариинского театра в Ленинграде.
В 1923–1924 и 1925–1928 — дирижер Большого театра в Москве.
В 1929–1936 гг. возглавлял оперные театры Баку, Свердловска (1931–1933), Харькова и Киева. В Харбине некоторое время возглавлял театр, открытый при советской администрации Китайской военной железной дороги (КВЖД).
В 1936–1943 гг. — художественный руководитель и главный дирижер Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр), где под его управлением состоялись премьеры опер О.С. Чишко «Броненосец Потемкин» и М.В. Коваля «Емельян Пугачев», а также многочисленные постановки произведений М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского.
В 1943 г. стал художественным руководителем и главным дирижером Большого театра в Москве, но пять лет спустя из-за тяжелой болезни был вынужден покинуть свой пост.
Основу репертуара составляли оперы русских композиторов-классиков. Постановки отличались точностью исполнения и глубоким персональным прочтением каждой партитуры. Большое внимание уделялось репетициям, что и стало ключом к большому успеху его работ.
Свои взгляды на искусство оперного дирижирования отразил в книгах «Дирижер и певец» (М., 1959) и «Записки дирижера» (М., 1966).
Роды занятий