Захава Борис Евгеньевич
(1896 — 1976)
Театральный режиссёр, актёр, педагог, театровед, литератор.
Народный артист СССР (1967). Лауреат Сталинской премии второй степени (1952). Доктор искусствоведения (1964).
Поступив в 1913 году в Коммерческий институт (ныне Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова), записался в студенческую театральную студию (в дальнейшем Мансуровскую — по имени переулка, где она располагалась, затем — Е. Б. Вахтангова), художественным руководителем которой был Е. Б. Вахтангов, в то время актёр и режиссёр 1-й студии МХТ. С 10 октября 1914 года начались систематические занятия под руководством Е. Вахтангова. С этого времени имя Б. Захавы было неразрывно связано с Театром им. Е. Вахтангова и театральным училищем при нём (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина).
В 1920 году Драматическая студия Е. Б. Вахтангова была принята в «семью» Художественного театра под именем 3-я студия МХАТа. После смерти Е. Вахтангова Б. Захава был членом художественного совета, избранного студийцами для руководства театром. В 1923—1925 годах одновременно выступал на сцене Театра имени Вс. Мейерхольда.
Режиссурой начал заниматься ещё под руководством Е. Вахтангова; в 1923 году осуществил свою первую самостоятельную постановку — «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского. В дальнейшем многие поставленные им спектакли стали важными вехами в истории театра, в том числе «Барсуки» Л. М. Леонова (1927), «Аристократы» Н. Ф. Погодина (1935), «Ревизор» Н. В. Гоголя (1939), «Молодая гвардия» по А. А. Фадееву (1947).
С 1917 года занимался преподавательской деятельностью — в студии Вахтангова (с 1933 года — Театральное училище имени Б. В. Щукина), в 1925 году и до конца жизни — её руководитель .
В 1932—1934 годах преподавал в ЦЕТЕТИСе (ныне Российский институт театрального искусства — ГИТИС), в 1937—1940 — в Институте кинематографии (ныне Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова), в 1944—1949 годах заведовал кафедрой режиссуры в ГИТИСе.
Автор книг и статей по теории актёрского и режиссёрского искусства, театральной педагогике.
Театральный режиссёр, актёр, педагог, театровед, литератор.
Народный артист СССР (1967). Лауреат Сталинской премии второй степени (1952). Доктор искусствоведения (1964).
Поступив в 1913 году в Коммерческий институт (ныне Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова), записался в студенческую театральную студию (в дальнейшем Мансуровскую — по имени переулка, где она располагалась, затем — Е. Б. Вахтангова), художественным руководителем которой был Е. Б. Вахтангов, в то время актёр и режиссёр 1-й студии МХТ. С 10 октября 1914 года начались систематические занятия под руководством Е. Вахтангова. С этого времени имя Б. Захавы было неразрывно связано с Театром им. Е. Вахтангова и театральным училищем при нём (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина).
В 1920 году Драматическая студия Е. Б. Вахтангова была принята в «семью» Художественного театра под именем 3-я студия МХАТа. После смерти Е. Вахтангова Б. Захава был членом художественного совета, избранного студийцами для руководства театром. В 1923—1925 годах одновременно выступал на сцене Театра имени Вс. Мейерхольда.
Режиссурой начал заниматься ещё под руководством Е. Вахтангова; в 1923 году осуществил свою первую самостоятельную постановку — «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского. В дальнейшем многие поставленные им спектакли стали важными вехами в истории театра, в том числе «Барсуки» Л. М. Леонова (1927), «Аристократы» Н. Ф. Погодина (1935), «Ревизор» Н. В. Гоголя (1939), «Молодая гвардия» по А. А. Фадееву (1947).
С 1917 года занимался преподавательской деятельностью — в студии Вахтангова (с 1933 года — Театральное училище имени Б. В. Щукина), в 1925 году и до конца жизни — её руководитель .
В 1932—1934 годах преподавал в ЦЕТЕТИСе (ныне Российский институт театрального искусства — ГИТИС), в 1937—1940 — в Институте кинематографии (ныне Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова), в 1944—1949 годах заведовал кафедрой режиссуры в ГИТИСе.
Автор книг и статей по теории актёрского и режиссёрского искусства, театральной педагогике.