Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Мочалов Павел Степанович
(3 ноября 1800 — 16 марта 1848)
Один из величайших русских актёров эпохи романтизма. Служил в московском Малом театре.

В первые годы Мочалов выступал в разнообразном репертуаре: в трагедиях Вольтера («Танкред»), Озерова («Фингал»), комедиях А. А. Шаховского («Пустодомы») и др. Уже в этих ролях восхищал зрителей естественностью, свободой выражения чувств, независимостью от канонических правил классической школы игры. В его репертуаре значительное место занимали романтическая драма (Кин – «Кин, или Гений и беспутство» А. Дюма-отца, Торквато Тассо – «Торквато Тассо» Н. В. Кукольника, и др.) и мелодрама (Мейнау – «Ненависть к людям и раскаяние» А. Коцебу, Жорж де Жермани – «Тридцать лет, или Жизнь игрока» В. Дюканжа и М. Дино, и др.).
Выступал в главных ролях в переделках для сцены романтических поэм А. С. Пушкина («Керим-Гирей, крымский хан» по мотивам «Бахчисарайского фонтана», «Але-ко» по мотивам «Цыган»).
В первой постановке «Горя от ума» А. С. Грибоедова на московской сцене сыграл роль Чацкого (1831). Игра Мочалов отличалась бурной эмоциональностью, изобиловала богатством оттенков, контрастов, стремительностью переходов от спокойствия к возбуждению. Расцвет таланта Мочалов пришёлся на 1830–1840-е гг. Лучшие роли он создал в произведениях У. Шекспира (король Лир, Отелло, Ричард III, Ромео – «Король Лир», «Отелло», «Ричард III», «Ромео и Джульетта») и Ф. Шиллера (Карл Моор – «Разбойники», Фердинанд и Миллер – «Коварство и любовь», Мортимер – «Мария Стюарт», Дон Карлос – «Дон Карлос»). В 1837 сыграл в свой бенефис роль Гамлета («Гамлет» Шекспира).
Мочалов – автор романтич. драмы «Черкешенка», шедшей с его участием на сцене Малого театра (1840, роль Джембулата), и ряда лирических стихотворений.
Роды занятий