Федотов Александр Филиппович
(1841—1895)
Актёр, режиссёр Московского отделения Императорских театров, драматург, театральный педагог, антрепренёр; муж выдающейся русской актрисы Гликерии Федотовой.
В бытность студентом Московского университета увлекся театральным искусством и стал сотрудничать с любительскими театральными труппами — сначала как актёр, потом как режиссёр.
С 1862 года Александр Филиппович в московском Малом театре, где дебютировал как драматический актёр в пьесах «Кащей» и «Чужое Добро».В Малом театре прослужил до 1873 года, играя в пьесах Островского, Мольера и Шекспира.
В 1860—1870 гг. ставил любительские спектакли. Одна из его работ — «Горе от ума» А. С. Грибоедова в Дворянском клубе (1870).
В 1872 году он с большим трудом добился разрешения на организацию Народного театра на Политехнической выставке (в Москве и Петербурге ещё существовала монополия императорских театров), собрав труппу из крупных провинциальных актёров, среди которых были Н. Х. Рыбаков, М. И. Писарев, К. Ф. Берг, В. А. Макшеев, А. И. Стрелкова и др., и начинающих актеров Малого театра. Народный театр просуществовал всего 3 месяца, после чего был закрыт. Однако даже за эти три месяца Федотов успел поставить несколько спектаклей, с успехом принятых зрителями, в том числе: «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Бедность не порок» А. Н. Островского и несколько других, причём «Ревизор» и «Свои люди — сочтёмся» впервые в Москве прошли в оригинальном, бесцензурном виде.
После скоропалительного закрытия Народного театра Федотов был антрепренёром ещё нескольких трупп (театра «Буфф» в Санкт-Петербурге, летнего театра в Павловске).
9 января 1877 года А. Ф. Федотов был избран председателем созданного Общества взаимного вспоможения русских артистов для «доставления русским артистам большего удобства для распространения их произведений в публике и усовершенствования их дарований».
В 1888 году А. Ф. Федотов вместе с К. С. Алексеевым (Станиславским), художником Ф. Л. Соллогубом и оперным певцом Ф. П. Комиссаржевским основал «Общество искусства и литературы» и театральную школу при нём. Александр Филиппович стал преподавать драматическое искусство и ставить спектакли со студентами. Среди его постановок там: «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина, «Горькая судьбина» А. Ф. Писемского. Общество просуществовало до 1891 года.
После его закрытия А.Федотов уже самостоятельно основал в Москве похожее предприятие — школу драматического искусства. Однако в 1893, уехав в Петербург, Федотов поступил в Петербургскую труппу императорских театров, куда был приглашён как актёр и как преподаватель сценического искусства в Петербургской театральной школе.
А. Ф. Федотов был известен как драматург. В Малом театре были поставлены его пьесы: «Рубль» (21 ноября 1885 в бенефис Ф. П. Горева, в 1902 году постановку осуществил А. П. Ленский на сцене филиала Малого театра — Нового театра), «В деревне» (1887), «Хрущёвские помещики» (17 января 1888 в бенефис П. Я. Рябова), «Дети отцов своих» (1891) и др. Помимо написания собственных пьес Федотов перевёл для театра несколько пьес зарубежных авторов.
В 1890—1891 гг. в Москве было издано его четырёхтомное «Полное собрание драматических сочинений и переводов».
Актёр, режиссёр Московского отделения Императорских театров, драматург, театральный педагог, антрепренёр; муж выдающейся русской актрисы Гликерии Федотовой.
В бытность студентом Московского университета увлекся театральным искусством и стал сотрудничать с любительскими театральными труппами — сначала как актёр, потом как режиссёр.
С 1862 года Александр Филиппович в московском Малом театре, где дебютировал как драматический актёр в пьесах «Кащей» и «Чужое Добро».В Малом театре прослужил до 1873 года, играя в пьесах Островского, Мольера и Шекспира.
В 1860—1870 гг. ставил любительские спектакли. Одна из его работ — «Горе от ума» А. С. Грибоедова в Дворянском клубе (1870).
В 1872 году он с большим трудом добился разрешения на организацию Народного театра на Политехнической выставке (в Москве и Петербурге ещё существовала монополия императорских театров), собрав труппу из крупных провинциальных актёров, среди которых были Н. Х. Рыбаков, М. И. Писарев, К. Ф. Берг, В. А. Макшеев, А. И. Стрелкова и др., и начинающих актеров Малого театра. Народный театр просуществовал всего 3 месяца, после чего был закрыт. Однако даже за эти три месяца Федотов успел поставить несколько спектаклей, с успехом принятых зрителями, в том числе: «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Бедность не порок» А. Н. Островского и несколько других, причём «Ревизор» и «Свои люди — сочтёмся» впервые в Москве прошли в оригинальном, бесцензурном виде.
После скоропалительного закрытия Народного театра Федотов был антрепренёром ещё нескольких трупп (театра «Буфф» в Санкт-Петербурге, летнего театра в Павловске).
9 января 1877 года А. Ф. Федотов был избран председателем созданного Общества взаимного вспоможения русских артистов для «доставления русским артистам большего удобства для распространения их произведений в публике и усовершенствования их дарований».
В 1888 году А. Ф. Федотов вместе с К. С. Алексеевым (Станиславским), художником Ф. Л. Соллогубом и оперным певцом Ф. П. Комиссаржевским основал «Общество искусства и литературы» и театральную школу при нём. Александр Филиппович стал преподавать драматическое искусство и ставить спектакли со студентами. Среди его постановок там: «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина, «Горькая судьбина» А. Ф. Писемского. Общество просуществовало до 1891 года.
После его закрытия А.Федотов уже самостоятельно основал в Москве похожее предприятие — школу драматического искусства. Однако в 1893, уехав в Петербург, Федотов поступил в Петербургскую труппу императорских театров, куда был приглашён как актёр и как преподаватель сценического искусства в Петербургской театральной школе.
А. Ф. Федотов был известен как драматург. В Малом театре были поставлены его пьесы: «Рубль» (21 ноября 1885 в бенефис Ф. П. Горева, в 1902 году постановку осуществил А. П. Ленский на сцене филиала Малого театра — Нового театра), «В деревне» (1887), «Хрущёвские помещики» (17 января 1888 в бенефис П. Я. Рябова), «Дети отцов своих» (1891) и др. Помимо написания собственных пьес Федотов перевёл для театра несколько пьес зарубежных авторов.
В 1890—1891 гг. в Москве было издано его четырёхтомное «Полное собрание драматических сочинений и переводов».