Дикий Алексей Денисович
(настоящая фамилия Ди́ков) (12 февраля 1889 — 1 октября 1955)
Актёр, театральный режиссёр и педагог. Народный артист СССР (1949). Лауреат Сталинской премии (1946, 1947, 1949 — дважды, 1950). Основатель и руководитель Студии Дикого (1931—1936).
С раннего детства увлёкся театром под влиянием старшей сестры, актрисы Марии Диковой, и её мужа — режиссёра и антрепренёра Украинской музыкальной драмы в Харькове Алексея Суходольского, в спектаклях которого участвовал с шести лет. Большое влияние на него оказали актёры Марк Кропивницкий, Панас Саксаганский, Иван Карпенко-Карый, Мария Заньковецкая. Дарование молодого артиста открыл актёр Московского Художественного театра Илья Уралов, пригласив его на обучение в студию при театре. В 1909 году переехал в Москву и поступил на частные драматические курсы актрисы МХТ Софьи Халютиной, где занимался вплоть до 1912 года у Константина Марджанова и Вахтанга Мчеделова.
В августе 1910 года вошёл в труппу МХТ, был занят в массовках. В 1911 году успешно дебютировал в роли слуги Мишки в «Ревизоре» и небольшой роли судебного пристава (дряхлого старика) в пьесе «Живой труп». В августе 1911 года поступил на драматические курсы при театре. В 1912 году была создана 1-я Студия МХТ, где Дикий продолжил сценическую деятельность. В том же году он стал руководетелем сценического образования на Пречистенских рабочих курсах, где работа велась по типу 1-й студии. За два года поставил несколько одноактных пьес Чехова в своём драмкружке.Также работал в рабоче-крестьянском кружке-театре Уралова.
С января 1918 года выступал главным образом на сцене 1-й Студии, в 1924-м преобразованной во МХАТ 2-й.
В 1919 году в Мансуровской студии выступил в качестве режиссёра в спектакле Евгения Вахтангова «Потоп» по пьесе Геннинга Бергера. В 1921 году в Театре-студии имени Ф. И. Шаляпина поставил свой первый самостоятельный спектакль — «Зелёный попугай» по пьесе Артура Шницлера. Пресса хвалила спектакль за колоритность, темпераментность и современность.
В 1925 году во МХАТе 2-м поставил «Блоху» Евгения Замятина, ставшую одной из его самых значительных режиссёрских работ. Также ставил спектакли и в других театрах Москвы и Ленинграда. В Ленинградском Театре Народного дома работал с художниками-авангардистами Николаем Радловым и Аристархом Лентуловым.
B 1925—1928 годах ставил оперы и балеты в Большом театре. В 1927—1928 годах был художественным руководителем Московского драматического театра. В 1928 году поставил спектакль «Человек с портфелем» Алексея Файко в Московском театре Революции. В 1929—1930 годах вновь служил режиссёром Театра Народного дома в Ленинграде. В 1931 году возглавлял Свердловский театр драмы, где поставил пьесу «Страх» Александра Афиногенова.
В 1931 году создал и возглавил театрально-литературную мастерскую при Доме учёных, позже получившую название Студии Дикого, где вёл режиссёрскую и педагогическую работу, в частности, поставил спектакль по «Леди Макбет Мценского уезда», который высоко оценила советская пресса. Параллельно в 1932—1936 годах был художественным руководителем Московского драматического театра им. ВЦСПС. В начале 1936 года Студия Дикого была закрыта.
26 марта 1936 года был назначен главным режиссёром Большого драматического театра имени М. Горького (БДТ), куда вместе с ним пришла группа молодых актёров — его бывших студийцев. Событием в истории театра стала постановка «Мещан» в июне 1937 года.
17 августа 1937 года Алексей Дикий был арестован и 2 сентября 1938 года приговорён Особым совещанием при НКВД СССР по 58-й статье к пяти годам лишения свободы. Для отбытия наказания был направлен в Усольлаг НКВД. Оставшиеся без руководителя молодые актёры пришли к решению сохранить свой коллектив и почти в полном составе выехали в Сталинбад Таджикской ССР, где основали Русский драматический театр им. Вл. Маяковского.
28 августа 1941 года «дело Дикого» было прекращено. Он вернулся в Москву и вступил в труппу Театра имени Е. Б. Вахтангова. В ноябре того же года с театром был эвакуирован в Омск, где в 1942 году сыграл одну из лучших своих ролей: генерала Горлова в спектакле «Фронт».
C 1943 года активно снимался в кино.
В 1944 году Дикий был назначен художественным руководителем Театра-студии киноактёра и членом Художественного совета при Комитете по делам кинематографии при Совете министров СССР. В сентябре того же года перешёл в Малый театр, где служил до 1952 года, когда был переведён в Московский драматический театр им. А. С. Пушкина.
Вёл преподавательскую деятельность. С 1948 года — профессор Театрального училища имени М. С. Щепкина. Автор мемуаров «Повесть о театральной юности» (1957) и многочисленных статей по театральному искусству.
Актёр, театральный режиссёр и педагог. Народный артист СССР (1949). Лауреат Сталинской премии (1946, 1947, 1949 — дважды, 1950). Основатель и руководитель Студии Дикого (1931—1936).
С раннего детства увлёкся театром под влиянием старшей сестры, актрисы Марии Диковой, и её мужа — режиссёра и антрепренёра Украинской музыкальной драмы в Харькове Алексея Суходольского, в спектаклях которого участвовал с шести лет. Большое влияние на него оказали актёры Марк Кропивницкий, Панас Саксаганский, Иван Карпенко-Карый, Мария Заньковецкая. Дарование молодого артиста открыл актёр Московского Художественного театра Илья Уралов, пригласив его на обучение в студию при театре. В 1909 году переехал в Москву и поступил на частные драматические курсы актрисы МХТ Софьи Халютиной, где занимался вплоть до 1912 года у Константина Марджанова и Вахтанга Мчеделова.
В августе 1910 года вошёл в труппу МХТ, был занят в массовках. В 1911 году успешно дебютировал в роли слуги Мишки в «Ревизоре» и небольшой роли судебного пристава (дряхлого старика) в пьесе «Живой труп». В августе 1911 года поступил на драматические курсы при театре. В 1912 году была создана 1-я Студия МХТ, где Дикий продолжил сценическую деятельность. В том же году он стал руководетелем сценического образования на Пречистенских рабочих курсах, где работа велась по типу 1-й студии. За два года поставил несколько одноактных пьес Чехова в своём драмкружке.Также работал в рабоче-крестьянском кружке-театре Уралова.
С января 1918 года выступал главным образом на сцене 1-й Студии, в 1924-м преобразованной во МХАТ 2-й.
В 1919 году в Мансуровской студии выступил в качестве режиссёра в спектакле Евгения Вахтангова «Потоп» по пьесе Геннинга Бергера. В 1921 году в Театре-студии имени Ф. И. Шаляпина поставил свой первый самостоятельный спектакль — «Зелёный попугай» по пьесе Артура Шницлера. Пресса хвалила спектакль за колоритность, темпераментность и современность.
В 1925 году во МХАТе 2-м поставил «Блоху» Евгения Замятина, ставшую одной из его самых значительных режиссёрских работ. Также ставил спектакли и в других театрах Москвы и Ленинграда. В Ленинградском Театре Народного дома работал с художниками-авангардистами Николаем Радловым и Аристархом Лентуловым.
B 1925—1928 годах ставил оперы и балеты в Большом театре. В 1927—1928 годах был художественным руководителем Московского драматического театра. В 1928 году поставил спектакль «Человек с портфелем» Алексея Файко в Московском театре Революции. В 1929—1930 годах вновь служил режиссёром Театра Народного дома в Ленинграде. В 1931 году возглавлял Свердловский театр драмы, где поставил пьесу «Страх» Александра Афиногенова.
В 1931 году создал и возглавил театрально-литературную мастерскую при Доме учёных, позже получившую название Студии Дикого, где вёл режиссёрскую и педагогическую работу, в частности, поставил спектакль по «Леди Макбет Мценского уезда», который высоко оценила советская пресса. Параллельно в 1932—1936 годах был художественным руководителем Московского драматического театра им. ВЦСПС. В начале 1936 года Студия Дикого была закрыта.
26 марта 1936 года был назначен главным режиссёром Большого драматического театра имени М. Горького (БДТ), куда вместе с ним пришла группа молодых актёров — его бывших студийцев. Событием в истории театра стала постановка «Мещан» в июне 1937 года.
17 августа 1937 года Алексей Дикий был арестован и 2 сентября 1938 года приговорён Особым совещанием при НКВД СССР по 58-й статье к пяти годам лишения свободы. Для отбытия наказания был направлен в Усольлаг НКВД. Оставшиеся без руководителя молодые актёры пришли к решению сохранить свой коллектив и почти в полном составе выехали в Сталинбад Таджикской ССР, где основали Русский драматический театр им. Вл. Маяковского.
28 августа 1941 года «дело Дикого» было прекращено. Он вернулся в Москву и вступил в труппу Театра имени Е. Б. Вахтангова. В ноябре того же года с театром был эвакуирован в Омск, где в 1942 году сыграл одну из лучших своих ролей: генерала Горлова в спектакле «Фронт».
C 1943 года активно снимался в кино.
В 1944 году Дикий был назначен художественным руководителем Театра-студии киноактёра и членом Художественного совета при Комитете по делам кинематографии при Совете министров СССР. В сентябре того же года перешёл в Малый театр, где служил до 1952 года, когда был переведён в Московский драматический театр им. А. С. Пушкина.
Вёл преподавательскую деятельность. С 1948 года — профессор Театрального училища имени М. С. Щепкина. Автор мемуаров «Повесть о театральной юности» (1957) и многочисленных статей по театральному искусству.