Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Садовская Ольга Осиповна
(13 (25) июня 1849, Москва — 8 декабря 1919, там же)
Актриса. Заслуженная артистка Императорских театров (1911).

Ольга Осиповна Садовская (урождённая Лазарева) родилась в семье певца оперной труппы императорских театров Осипа Лазарева.
Была замужем за актёром Михаилом Провичем Садовским. 23 апреля (5 мая) 1872 года в семье родилась дочь, будущая актриса Елизавета Михайловна (сценическое имя при жизни матери — Садовская-2-я). 9 (21) августа 1874 года родился сын, будущий актёр Пров Садовский младший. В 1878 году родился Михаил Михайлович Садовский (старший).
От отца, любителя русской народной песни, гитариста, автора популярных песен, Садовская унаследовала музыкально-вокальные данные и увлечение народной песней; от няни — крепостной Евпраксии усвоила народную речь, ее чистоту и богатство, узнала народную поэзию, старинный уклад жизни. На этой основе сложились чисто русский характер дарования актрисы, народность, демократизм ее творчества.

О.О. Садовская впервые выступила на сцене московского Артистического кружка в 1867 году, 17-летней девушкой, в роли Настасьи Панкратьевны в комедии Островского «В чужом пиру похмелье». Это выступление определило весь её дальнейший сценический путь.
В 1870, в бенефис П. М. Садовского, Ольга Осиповна по его приглашению исполнила в Малом театре роль Арины Федотовны («Не в свои сани не садись» Островского). Продолжая работать в «Артистическом кружке», сыграла ряд разнообразных ролей в пьесах Островского.
В 1879 Садовская дебютировала в Малом театре (Евгения — «На бойком месте», Варвара — «Гроза», Гущина — «Старый друг лучше новых двух» Островского). Выступая с большим успехом в ответственных ролях, Садовская, однако, была зачислена в труппу лишь в 1881. Работала в Малом театре до конца жизни. Еще в молодые годы начала играть роли старух. Первые роли на императорской сцене: Матрена Саввишна («Картина семейного счастья» Островского, 1879), Залешина («Светит, да не греет» Островского и Соловьева, 1880, первая исполнительница), Пошлепкина («Ревизор», 1880), Лизавета Богдановна («Месяц в деревне» Тургенева, 1881), Сваха («Женитьба», 1882) и др. Садовская всегда создавала живые образы купчих, мещанок, крестьянок и т. п. Наивысшие достижения Садовской связаны с русской классикой и в первую очередь с произведениями Островского.
Роды занятий