Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Масс Владимир Захарович
(18 февраля 1896 — 30 ноября 1979)
Драматург и сценарист.

В первые годы Советской власти стал постоянным автором в Театре современных масок при московском Доме печати (мастерская Н. Фореггера). Писал злободневные обозрения, сатирические буффонады. Его пьеса «Хорошее отношение к лошадям» стала в те годы очень популярной. С молодым композитором Матвеем Блантером они сочиняли песенки, такие, как известные до сих пор «Джон Грей», «Служил на заводе Сергей-пролетарий».
С середины 1920-х годов возникло содружество Николая Эрдмана и Владимира Масса. Вместе они сочиняли пародии, басни, интермедии, обозрения для Ленинградского Мюзик Холла, для Леонида Утёсова с его знаменитым джазом. С их (в соавторстве с В. Типотом) сатирического спектакля «Москва с точки зрения» начался Московский театр Сатиры. По предложению кинорежиссёра Григория Александрова они написали сценарий первой советской кинокомедии «Веселые ребята».
В 1933 году во время съёмок «Веселых ребят» оба автора были арестованы и сосланы на три года, а по отбытии ссылки ещё десять лет без права проживания в Москве и в других крупных городах. Фамилии обоих сняли из титров фильма «Весёлые ребята». Поводом послужили басни, слишком смелые для того времени. В ссылке в Тюмени, Тобольске, а перед войной в Горьком. Владимир Масс работал завлитом, режиссёром, художественным руководителем местных театров, порой сам организовывал театральные коллективы. Написанная им в ссылке пьеса «Сады цветут» (в соавторстве с актёром Николаем Куличенко) перед войной обошла множество театров страны. С началом войны В. Масс организовал и возглавил театральную фронтовую бригаду, которая обслуживала военные части Красной армии.
В 1943 году Масс был «прощён», ему разрешили жить в Москве. В этом же году состоялась его встреча с Михаилом Червинским, фронтовиком, демобилизованном из-за тяжёлого ранения. Их первая совместная пьеса «Где-то в Москве» была поставлена в театре им. Евг. Вахтангова (режиссёр А. Ремизова), а вслед за тем была поставлена по вей стране.
Оказался вовлечен в компанию по «борьбе с космополитами», арестован не был, литературная деятельность продолжалась, уйдя на периферию.
Сферой деятельности Масса с Червинским стала эстрада. Конферансы, сценки, целые пьесы для Аркадия Райкина, Мироновой и Менакера, Тимошенко и Березина, Мирова и Дарского (а потом Мирова и Новицкого) — тогдашних эстрадных кумиров, ставших таковыми не в последнюю очередь благодаря остроумным текстам Масса и Червинского, стихотворные фельетоны для журнала «Крокодил», песенки для ансамбля Эдди Рознера и Леонида Утёсова. Но главным в их творчестве 1950-х — начала 1960-х годов стало создание так называемой «Советской оперетты». По их либретто были поставлены «Самое заветное» (музыка В. Соловьёва-Седого), «Трембита» (музыка Ю. Милютина), «Белая акация» (музыка И. Дунаевского) и, наконец, «Москва, Черемушки» (музыка Д. Шостаковича). Им также принадлежит русскоязычное либретто оперетты Ф. Легара «Весёлая вдова».
Михаил Червинский скончался в 1965 году. После его смерти Владимир Масс работал один, опубликовал несколько книжек стихотворений лирического жанра.
Роды занятий