Мессерер Асаф Михайлович
(6 [19] ноября 1903, Вильно — 7 марта 1992, Москва)
Артист балета, балетмейстер, хореограф, публицист. Народный артист СССР (1976).
В 1918—1919 годах занимался в студии Михаила Мордкина, в 1919—1921 годах — в балетной школе при Большом театре (ныне Московская академия хореографии) у Александра Горского.
По окончании балетной школы в 1921 году был принят в балетную труппу Большого театра. Работая в нём до 1954 года, станцевал практически все ведущие сольные партии классических русских и зарубежных, а также современных советских балетов.
С середины 1920-х годов начал выступать как балетмейстер. На первых порах сотрудничал с Всеволодом Мейерхольдом в области экспериментальных постановок, однако после разгрома советского театрального авангарда обратился к доминирующей в те времена форме драмбалета. Ставил как целые балетные спектакли и танцы в операх, так и отдельные концертные номера, которые зачастую исполнял сам. В конце 1920-х годов работал режиссёром в Московском театре малых форм «Синяя блуза».
Концертировал по СССР. Участвовал в гастролях за рубежом: Дания, Швеция, Франция, Германия, Мексика, США, Китай и других странах. В течение 8 месяцев поставил 28 балетов в балетной школе Мориса Бежара.
Как балетный педагог работал сначала в студии «Драмбалет» (1920—1928), в вечерней студии Большого театра (1921—1923) и в ГИТИСе, в 1923—1960 годах — в Московском хореографическом училище. С 1946 года вёл класс в Большом театре, впоследствии также преподавал за границей — Брюссель (1961—1962), Венгрия, Польша.
Автор книг «Уроки классического танца» (1967) и «Танец. Мысль. Время» (1979).
Артист балета, балетмейстер, хореограф, публицист. Народный артист СССР (1976).
В 1918—1919 годах занимался в студии Михаила Мордкина, в 1919—1921 годах — в балетной школе при Большом театре (ныне Московская академия хореографии) у Александра Горского.
По окончании балетной школы в 1921 году был принят в балетную труппу Большого театра. Работая в нём до 1954 года, станцевал практически все ведущие сольные партии классических русских и зарубежных, а также современных советских балетов.
С середины 1920-х годов начал выступать как балетмейстер. На первых порах сотрудничал с Всеволодом Мейерхольдом в области экспериментальных постановок, однако после разгрома советского театрального авангарда обратился к доминирующей в те времена форме драмбалета. Ставил как целые балетные спектакли и танцы в операх, так и отдельные концертные номера, которые зачастую исполнял сам. В конце 1920-х годов работал режиссёром в Московском театре малых форм «Синяя блуза».
Концертировал по СССР. Участвовал в гастролях за рубежом: Дания, Швеция, Франция, Германия, Мексика, США, Китай и других странах. В течение 8 месяцев поставил 28 балетов в балетной школе Мориса Бежара.
Как балетный педагог работал сначала в студии «Драмбалет» (1920—1928), в вечерней студии Большого театра (1921—1923) и в ГИТИСе, в 1923—1960 годах — в Московском хореографическом училище. С 1946 года вёл класс в Большом театре, впоследствии также преподавал за границей — Брюссель (1961—1962), Венгрия, Польша.
Автор книг «Уроки классического танца» (1967) и «Танец. Мысль. Время» (1979).