Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Балиев Никита Фёдорович
(1877–1936)
Актёр и режиссёр, основатель и директор пародийного московского театра «Летучая мышь», французского Le Théâtre de la Chauve-Souris и бродвейского Chauve-Souris.
Окончил Московскую коммерческую академию (1896). Был соорганизатором Московского художественного театра и секретарём Владимира Ивановича Немировича-Данченко. В театральных постановках он создал несколько запоминающихся ролей: Бык в «Синей птице» М. Метерлинка, Розен в «Борисе Годунове» А. Пушкина, Гость Человека в спектакле «Жизнь Человека» Л. Андреева, Хлеб в пьесе Мориса Метерлинка «Синяя птица», которую поставил на сцене МХАТа К.С. Станиславский 13 октября 1908 года.
С пародии на спектакль «Синяя птица» 18 октября 1908 года началась жизнь театрального кабаре «Летучая мышь». Балиев организовал кабаре в доме Перцова совместно с Николаем Тарасовым. К сотрудничеству были приглашены актёры Художественного театра В.И. Качалов, О.Л. Книппер-Чехова, И.М. Москвин, Г.С. Бурджалов и Алиса Коонен. Воплотив свою мечту о собственном театре, открыл клуб для актёров МХАТа, который очень скоро вырос в знаменитый московский камерный театр с постоянной труппой, а после эвакуации из революционной России, в яркое ревю — представления на Бродвее.
В репертуаре театра были пародии, включая незабываемую буффонаду Николая Тарасова про «Наполеона и его пропавшего шофёра» и пародию на спектакль Малого театра «Мария Стюарт», показанную в ночь с 5 на 6 ноября 1910 года. В 1912 году в театре Милютинском поставили «Пера Гюнта», а в 1913 году — пародию «Сорочинская Елена» (на премьеры Свободного театра «Сорочинская ярмарка» К. Марджанова и «Прекрасная Елена» А. Таирова), а также множество импровизированных пародий и миниатюр.
В 1915 году «Летучая мышь» переехала в подвал доходного дома № 10 в Большом Гнездниковском переулке.
Большевистский переворот изменил аудиторию театра, большевистская пресса называла стиль театра не иначе как «разлагающимся бытом». Началась совсем другая жизнь с выступлениями в железнодорожных депо для рабочих и концертами по частям Красной армии. Балиев принимает решение вывезти бо́льшую часть труппы в Европу, затем в Америку.
Компания под названием «Le Théâtre de la Chauve-Souris», прославившаяся на весь мир, выступала в театре «Фемина», записывала пластинки на студии «Columbia Graphophone Company» с оркестром театра «Водевиль».
В сезоне 1922 года «Chauve-Souris» показала на Бродвее 153 представления в «Forty-Ninth Street Theatre», с оформлением и костюмами Николая Ремизова и Сергея Судейкина. В программе был знаменитый «Парад деревянных солдатиков» Леона Есселя, с декорациями и костюмами Мстислава Добужинского.
После гастролей по Южной Америке труппа вновь вернулась в Европу. «Летучая мышь» уже называлась театральной компанией — «La Chauve-Souris compagnie théâtrale», и представляла спектакли на сцене парижского театра «Фемина» с 1923 по 1933 год.
С 14 января по 7 марта 1925 года «Chauve-Souris» выступала на Бродвее, на сцене «Forty-Ninth Street Theatre», и с 10 октября по 17 декабря 1927 года на сцене «Cosmopolitan Theatre» компания дала 80 представлений.
В 1926 году вышел в прокат фильм Ралфа Бартона с участием Никиты Балиева, «Camille: The Fate of a Coquette», литературным источником которого стал роман «Дама с камелиями».
В 1928 году Н.Ф. Балиев был награждён орденом Почётного легиона. Он участвовал в творческих вечерах Тэффи, Дон-Аминадо и Мунштейна.
С 1 апреля 1928 года труппа выступала в «Sam S. Shubert Theatre». В программе принимала участие балерина Тамара Жева.
С 22 января по 4 марта 1929 года начались выступления в «Jolson’s 59th Street Theatre», а с 21 октября по ноябрь 1931 года —представления в «Ambassador Theatre» труппы «New Chauve-Souris», затем состоялись гастроли в Лондоне.
В 1931 году режиссёр поставил инсценировку «Пиковой дамы» по А.С. Пушкину в парижском театре «Madeleine». Сценографию и эскизы костюмов выполнил Ф.Ф. Комиссаржевский.
В Париже Н.Ф. Балиев создал «Театр русской сказки», а в 1934 году вернулся в США.
Роды занятий