(1871/1872–1915)
Композитор, пианист, педагог.
Учился в Московской консерватории (1888–1892) у В.И. Сафонова (фортепиано), С.И. Танеева и А.С. Аренского (композиция). Ранние сочинения (этюды, прелюдии, мазурки) отмечены влиянием Ф. Шопена и Ф. Листа.
В 1898–1903 годы — профессор Московской консерватории. Ключевые произведения этого периода: Фортепианный концерт (1897), Первая и Вторая симфонии (1900, 1901), Третья симфония («Божественная поэма», 1904).
С 1904 года жил за границей, увлёкся философией Ф. Ницше и теософией. Создал «Поэму экстаза» (1908) и «Прометей» («Поэму огня», 1910) — новаторское произведение с партией света (в партитуре обозначена «Luce»), предвосхитившее светомузыку. В 1910-е годы разрабатывал идею «Мистерии» — грандиозного синтетического действа, объединяющего музыку, танец, свет и ароматы.
Мемориальный музей композитора открыт в 1922 году в его московской квартире.