Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Сулержицкий Леопольд Антонович
(польск. Sulerżycki; 27 сентября 1872, Житомир — 30 декабря 1916, Москва)
Театральный режиссёр, художник, педагог и общественный деятель. Сподвижник К. С. Станиславского, учитель Е. Б. Вахтангова. Также известен как друг семьи Льва Толстого.

В 1890 был принят на живописное отделение в Московское училище живописи, ваяния, зодчества (Строгановское училище), где проучился до 1894. С 5 курса исключён за «противоначальственные» выступления.
В училище занимался вместе с Татьяной Толстой — дочерью Л. Н. Толстого, через которую попал в дом Толстых и познакомился с писателем. Идеи Толстого, в том числе пацифизм и анархизм, повлияли на всю дальнейшую жизнь Л. Сулержицкого.
Благодаря встречам у Льва Толстого Сулержицкий подружился с А. Чеховым и М. Горьким, через которых во время крымских гастролей сблизился с МХТ. В 1906 году, после берлинских гастролей театра, стал режиссёром и помощником К. С. Станиславского. Некоторые исследователи считают, что Сулержицкий с его опытом в области восточных практик (йога, медитация, понятие праны) оказал коренное влияние на формирование методики Станиславского, а в дальнейшем — на участников 1-й Студии МХТ.
Вместе со Станиславским поставил «Драму жизни» Г. Гауптмана и «Жизнь человека» Л. Андреева (1907); вместе со Станиславским и И. М. Москвиным — «Синюю птицу» М. Метерлинка (1908); в содружестве с Г. Крэгом и Станиславским — «Гамлет» У. Шекспира (1910). По мизансценам МХТ поставил «Синюю птицу» М. Метерлинка в парижском театре Режан (1911).
Преподавал в частной театральной школе Адашева, которую окончили многие актёры МХТ. Активный помощник Станиславского в преподавании.
В 1912 году по инициативе К. С. Станиславского возникла 1-я Студия МХТ, которой руководил Л. А. Сулержицкий. В отличие от условного, зрелищного театра Мейерхольда, 1-я Студия МХТ создавала интимный, камерный театр, в котором внимание сосредоточивалось на тончайших психологических нюансах в изображении повседневной жизни со всеми её подробностями. Здесь разными режиссёрами под его руководством были поставлены спектакли, не уступавшие по резонансу премьерам МХТ: «Гибель „Надежды“» Г. Гейерманса и «Праздник мира» Г. Гауптмана (1913), «Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу и «Калики перехожие» В. Волькенштейна (1914), «Потоп» Г. Бергера (1915), а также «Эрик XIV» Стриндберга, «Двенадцатая Ночь», «Укрощение Строптивой» и превзошедший постановку Крейга «Гамлет» Шекспира. В этих постановках формировалось дарование М. Чехова, Р. Болеславского, Е. Вахтангова, А. Дикого, Б. Сушкевича, Г. Хмары, С. Бирман, С. Гиацинтовой, В. Готовцева и др.